Ни для кого не секрет, что изменения в сфере ТЭК в России напрямую влияют на качество жизни населения. Россия, как «нефтяная держава», зависит от изменения конъюнктуры на мировых рынках, да и зависимость нефти от доллара ощущается внутри страны. Основные «поставщики» «черного золота» и газа, как известно, – Ямал и Югра. УралПолит.Ru в еженедельной рубрике «Обзор ТЭК» вместе с нашим обозревателем Александром Жезловым, рассказывает читателям о наиболее значимых событиях в этой сфере на минувшей неделе, о том, что это значит и к чему может привести в будущем.
Дисквалификация за эко-допинг
В последнее время власти активизировались и демонстрируют желание максимально контролировать нефтегазовые компании, причем не только государственные. Если в финансовом плане это вопросов не вызывает (есть цель – максимально наполнить бюджеты различных уровней), то в административном плане поступают действительно курьезные предложения.
Вкратце напомним: недавно Правительство внесло предложение в Госдуму РФ обязать платить нефтяников и газовиков за возмещение ущерба экологии из чистой прибыли. Произошло это с подачи главы правительства Михаила Мишустина, который озвучивал эту мысль, выступая в Госдуме. «Такие затраты не должны финансироваться компаниями как текущие расходы, так как это уменьшает прибыль, а значит, и налоги в региональные бюджеты, – заметил господин Мишустин. – И получается, что устранение ущерба идет, по сути, за счет простых граждан. Так быть не должно».
Но Росприроднадзор пошел еще дальше – на прошлой неделе в ведомстве заявили, что планируют ввести механизм дисквалификации руководителей предприятий при авариях с ущербом для окружающей среды.
«Знаете, во многих компаниях есть такие менеджеры на местах. Он как бы местный князь. Потому что он определяет, кто и как будет зарабатывать, он определяет налогооблагаемую базу, он понимает, что без него никак. И мы сейчас хотим создать механизм дисквалификации таких менеджеров, чтобы они понимали, что и до них это все будет доведено, – цитирует ТАСС главу ведомства Светлану Радионову. – Людей пугают, людям угрожают, часто могут применить насилие или обидеть, толкнуть, оскорбить. У нас был случай, когда инспекторский состав ставили на колени и заставляли ждать приезда полиции или кого-то еще. У нас есть масса вопиющих случаев, когда такое давление происходит, и тогда я считаю своим долгом лично вмешаться».
Сложно сказать, «обижали, толкали и оскорбляли» ли региональные менеджеры нефтегазовых компаний ХМАО и ЯНАО росприроднадзоровских инспекторов. Судя по скандальному делу экс-руководителя «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаза» господина Крюкова инспекторов точно не обижали. Но остается загадкой, как Светлана Радионова видит сам механизм лишения регионального руководителя права занимать должность. Особенно в частных компаниях, например таких, как «ЛУКОЙЛ» или «НОВАТЭК». Но было бы забавно наблюдать, как глава Роспотребнадзора дисквалифицирует региональных руководителей ТЭКа. «Именем экологического закона». Думается, что арбитры здесь другие.
Нефтегазу лучше вообще не болеть
Сотрудников «Сургутнефтегаза» не отпускают в отпуск без полного курса вакцинации против коронавируса. Согласно распоряжению руководства одного из подразделений компании, «в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и сохранения здоровья работников ПАО «Сургутнефтегаз», начальник управления с 9 июня 2021 года не подписывает заявления на отпуск всем, у кого нет полного курса вакцинации против COVID-19 (за исключением подтвержденных медицинских противопоказаний)». Как отмечают сами сотрудники нефтегазовой компании, административная борьба с новым вирусом началась еще с прошлого года. «У нас либо прививка должна быть, либо справка о наличии антител, либо, по возвращению из поездки, высиживаешь двухнедельный карантин за счет отпуска», – рассказал один из работников СНГ.
В принципе, руководство компании понять можно. Во-первых, кто будет работать, если в отпуске все заразятся и уйдут на больничный? Даже двухнедельная самоизоляция за счет отпуска рабочий процесс эффективнее не сделает, скорее наоборот. Во-вторых, существуют риски куда серьезнее.
Напомним, что весной прошлого года в поселке Пангоды (ЯНАО) от коронавируса умер один из сотрудников «Газпром трансгаз Югорск». В принципе, повышенная смертность в России с начала пандемии фиксируется до сих пор и данная история осталась бы незамеченной, если бы не одно «но». В местных сообществах работники газодобывающего предприятия («Газпром добыча Надым») высказывали предположения, что «нулевым» пациентом стал начальник одного газового промысла компании (сотрудники «Газпром трансгаз Югорск» и «Газпром добыча Надым» живут и работают в одном поселке). Якобы тот (кстати, несмотря на закрытие Пангод губернатором Ямала) уехал в отпуск и не «отсидел» положенные две недели дома, да и тестов никаких не делал, а затем вообще попал в больницу. Позже в пресс-службе «Газпром добыча Надым» подтверждали госпитализацию начальника промысла, однако ссылались на отрицательные результаты теста и официальный диагноз – пневмонию. Впрочем, еще прошлым летом многие медицинские эксперты ставили под сомнения качество использующихся тогда тестов, делая язвительные замечания о «внезапном разгаре эпидемии пневмонии посреди лета»…
Таким образом, сегодня компании ТЭК хотят максимально обезопасить себя от различных рисков, иногда даже жесткими административными ограничениями. И упрекнуть их за это сложно. Вот только как быть, если человек по каким-то соображениям не доверяет существующим вакцинам? Видимо, работать без отпуска.
Заповедная добыча
Общественники в очередной раз решили отстоять заповедники и защитить их от нефтегазовых компаний. Есть подозрение, что и на этот раз вряд ли получится – не те весовые категории. В Общественной палате России выступили против внесения поправок в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». В чем суть? Ранее поправки были инициированы властями ЯНАО и Ставропольского края. Согласно поправкам, промышленные компании смогут изымать часть земель заказников и природных парков для ведения своей деятельности на этих территориях (в частности, добывать там полезные ископаемые). В Общественной палате подчеркивают, что «на Ямале и в Югре могут пострадать сразу семь ООПТ», а также, что «документ лоббирует интересы крупного бизнеса в регионах».
Понятно, что в случае ХМАО и ЯНАО речь идет о крупных нефтегазодобывающих компаниях. Также понятно желание газовиков и нефтяников получить законное право работать в заповедниках, на территории которых действительно периодически находят более-менее значительные залежи углеводородов. При этом вся инфраструктура рядом. Отличный способ нарастить добычу.
Что касается лоббизма, то, конечно, можно было бы пошутить над паранойей конспирологов и очередной теорией большого заговора, но в данном случае это явно может оказаться не паранойей. Если лоббирование подобных поправок со стороны властей ЯНАО выглядят логичными (все-таки знаменитый нефтегазовый край, нужно качать пока покупают), то вот инициатива Ставрополья тут уж совсем не к месту. Немного цифр: по официальным данным добыча полезных ископаемых в структуре ВРП Ставропольского края составила 0,6%. Добыча нефти в 2018 году составляла 0,8 млн тонн, газа – 01 млрд кубометров, конденсата – 0,002 млн тонн. Ну еще пильные камни (0,1 млн кубометров) и кварцевые пески (0,19 млн тонн). Явно ведь Владимир Владимиров (губернатор Ставрополья) с таким ресурсным потенциалом заинтересован в том, чтобы ради добычи полезных ископаемых ввергаться на территорию заповедников.
Telegram-каналы уже успели «проехаться» по политическим связям хлеборобного Ставрополья и нефтегазового Ямала – все мы помним, что Владимиров в начале 2010-ых был вице губернатором ЯНАО при губернаторе Дмитрии Кобылкине. Поэтому его инициативу в данном ключе можно рассматривать скорее как политическую поддержку дружественного региона, а может и других старых товарищей. Как известно, до прихода во власть, в 90- ых и «нулевых» Владимир Владимирович работал, в том числе, и в таких компаниях как «ЛУКОЙЛ» и «Газпром нефть» в ХМАО и ЯНАО. Злые языки также намекают на лоббирование интересов «НОВАТЭКа» через экс-губернатора Ямала Дмитрия Кобылкина, который дружит с Владимировым и имеет влияние на действующего руководителя ЯНАО. Впрочем, официально подтвердить или опровергнуть данные версии практически невозможно.
© Аркадий Янсон