Ни для кого не секрет, что изменения в сфере ТЭК в России напрямую влияют на качество жизни населения. Россия, как «нефтяная держава», зависит от изменения конъюнктуры на мировых рынках, да и зависимость нефти от доллара ощущается внутри страны. Основные «поставщики» «черного золота» и газа, как известно, – Ямал и Югра. УралПолит.Ru в еженедельной рубрике «Обзор ТЭК» вместе с нашим обозревателем Александром Жезловым, рассказывает читателям о наиболее значимых событиях в этой сфере на минувшей неделе, о том, что это значит и к чему может привести в будущем.
Как может «сыграть» новая труба?
«Газпром» утвердил технико-экономический анализ проекта строительства магистрального газопровода «Союз Восток», который станет продолжением российского газопровода «Сила Сибири – 2». Согласно официальному сообщению компании, «определен оптимальный маршрут прохождения трассы газопровода по территории Монголии, его протяженность, диаметр, рабочее давление, количество компрессорных станций». По плану «Газпрома» новый газопровод должен пройти от полуострова Ямал через Новый Уренгой и далее – по территории Красноярского края и Монголии в Китай. «Предварительные расчетные показатели проекта дают необходимую экономическую эффективность его реализации», – подчеркивают в «Газпроме», добавляя, что технико-экономическое обоснование проекта будет разработано до конца этого года, а также, что «экспортная мощность «Силы Сибири – 2» может превысить мощность «Силы Сибири» более чем в 1,3 раза». Новость ожидаемо была воспринята экспертами если не критично, то как минимум со значительной долей скептицизма. И с экспертами трудно не согласится.
Во-первых, новый «экономически эффективный» трубопровод, протяженностью более 2 тысяч километров явно обойдется «Газпрому» дороже, чем та же самая «Сила Сибири», стоимость которой официально так и не объявлена. Учитывая, что новая газовая артерия больше по протяженности, а предполагаемый маршрут, по большей части, проходит по непроходимой красноярской тайге с полным отсутствием транспортной и энергетической инфраструктуры, а также по горной Монголии, то полную стоимость газопровода представить, мягко говоря, сложно.
Во-вторых, многие финансисты и экономисты уже ставят под сомнение скорую окупаемость (да и вообще окупаемость) проекта: конкуренция трубопроводного газа с СПГ и опыт «Силы Сибири», когда, по сути, трубопровод периодически останавливал свою работу, а цены на газ сильно падали, позволяют усомниться в «экономической эффективности» нового проекта «Газпрома». Если же господин Миллер рассчитывает, что значительную часть газа будет потреблять сама Монголия, то такой сценарий если и реализуется, то явно не скоро: какая-никакая промышленность в стране есть, но вот более 90% всей электро- и теплоэнергетики завязаны на угольной генерация. И ожидать от небогатой Монголии, что она в скором времени будет переводить электро- и тепловые станции на газ вряд ли стоит.
Наконец самое главное. Не совсем понятно, откуда «Газпром» будет брать огромные средства на строительство нового газопровода. Если стройка будет за свой счет, то тогда бюджет снова рискует недополучить поступлений от газового монополиста. А сокращение бюджета всегда почему-то отрицательно влияет как на экономику, так и на социальную сферу. Кстати, несмотря на то, что по объективным и субъективным причинам чистая прибыль «Газпрома» в 2020 году сократилась, компания заявила об увеличении дивидендов (напомним, более 50% акций принадлежит государству). Хорошая попытка.
Одни ляпнули, другие поддержали. Ждем повышения
На прошлой неделе мы писали об инициативе Госсовета РФ, касающейся введения дополнительных льгот для малоимущих по оплате электроэнергии за счет повышения тарифов для граждан с высоким доходом. Ответим, что сама тема нашла отражение и в региональных СМИ, и в экспертных сообществах, а заодно – и в последующих заявлениях и действиях чиновников и приближенных.
Началось все с того, что заместитель руководителя направления «Климат и зеленая энергетика» Центра стратегических разработок Олег Колобов (кому же еще на эту тему рассуждать!) заявил, что текущие тарифы на электроэнергию для населения в России в среднем на 30-50% ниже экономически обоснованных. В частности, господин Колобов еще раз указал на то, что потребление электроэнергии населением растет, но все, и богатые и бедные, платят одинаково, что, по мнению эксперта в сфере климата и зеленой энергетики, неправильно. Позже спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко поручила сенаторам до конца 2021 года найти «системное решение по выравниванию тарифов на электроэнергию для граждан и компаний по всей территории РФ». «Это ненормально. Мы живем в одной стране, у нас должно быть единое экономическое пространство, одинаковые условия для бизнеса, инвестиций», – цитирует спикера Совета Федерации РИА Новости.
Напомним, что в настоящее время в России действует так называемое перекрестное субсидирование: это когда для одних категории потребителей (промышленность, бизнес) электроэнергия обходится существенно дороже, чем для других (населения). Мера была введена еще в 90-ые годы исключительно с целью сдерживания социального недовольства по поводу роста тарифов. Но теперь, когда предприятия и бизнес тоже теряют терпение (кстати, постепенно переходя на собственную генерацию), власти задумались: а не «раскулачить» ли дополнительно платежеспособные категории потребителей?
К слову, тема «взять все и поделить» началась еще в прошлом году, с предложения вице-премьера перевести на единый тариф за передачу электроэнергии часть регионов России, что необходимо для «снижения стоимости электроэнергии в регионах, требующих поддержки». И что же сегодня? ФАС уже объявляет, что новые унифицированные тарифы на передачу электроэнергии электрозоны «Курганская область – Тюменская область, Югра, Ямал» могут заработать в пилотном режиме уже в июле этого года. Таким образом, «богатые» жители УрФО (ну те, кто не состоит на учете в социальных службах как малоимущий или не живет в Курганской области) могут смело ожидать повышения тарифов на электроэнергию. Кстати, если что, Минэнерго в этом году обещало не более 5%. Крепитесь, люди, скоро лето.
На территорию Михельсона
ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» объявило о проектировании СПГ-завода с производственной мощностью 5 тонн СПГ в час в Нижнем Тагиле. Глава компании Алексей Крюков также добавил, что в 2022-2023 году может начаться проектирование аналогичного завода в Челябинске. Что ж, СПГ становится модным трендом не только на море (в рамках международной торговли), но и на суше, так сказать, в провинции… Правда пока не совсем понятна ситуация с потребителями – якорному потребителю газа в Нижнем Тагиле («Уралвагонзаводу») для обеспечения энергией хватает и пролегающего рядом действующего газопровода. Наверное, у «Газпром трансгаз Екатеринбург» есть какие-то инсайды о внезапном росте потребителей СПГ, но любопытнее здесь то, что компания, всю жизнь специализировавшаяся на трубопроводном газе, вдруг запускает проект по сниженному.
Напомним, что в августе прошлого года в Челябинской области, в Магнитогорске, НОВАТЭКом былоткрыт СПГ-завод, мощностью 40 тыс тонн СПГ в год. Если предположить, что оба завода будут работать непрерывно, то получаются вполне сравнимые мощности. Ранее мы писали, что НОВАТЭК с перспективными потребителями уже более-менее определился – муниципальный и междугородний «газовый» транспорт (активно продвигается властями Челябинска), промышленная спецтехника (правда пока среди промышленников энтузиазма мало) и магистральный транспорт. Чего же на самом деле добивается «Газпром» в лице «Газпром трансгаз Екатеринбург» в УрФО? Всерьез «отжать» долю рынка у Михельсона или просто подействовать на нервы главе НОВАТЭКа? Рынок-то пока не такой большой, как хотелось бы.
© Аркадий Янсон