«В «нефтегазовой матрешке» с деньгами у населения все должно быть хорошо, по факту же выясняется, что не очень»

Деньги
УралПолит.Ru в еженедельной рубрике «Обзор ТЭК» вместе с нашим обозревателем Александром Жезловым, рассказывает читателям о наиболее значимых событиях в этой сфере на минувшей неделе, о том, что это значит и к чему может привести в будущем.
Фото: pxfuel.com

Ни для кого не секрет, что изменения в сфере ТЭК в России напрямую влияют на качество жизни населения. Россия, как «нефтяная держава», зависит от изменения конъюнктуры на мировых рынках, да и зависимость нефти от доллара ощущается внутри страны. Основные «поставщики» «черного золота» и газа, как известно, – Ямал и Югра. УралПолит.Ru в еженедельной рубрике «Обзор ТЭК» вместе с нашим обозревателем Александром Жезловым, рассказывает читателям о наиболее значимых событиях в этой сфере на минувшей неделе, о том, что это значит и к чему может привести в будущем.

Тяготи ли запас карман?

НП «Совет рынка» подготовил отчет, согласно которому загрузка энергоблоков на новых ТЭС в 2020 году снизилась. В частности, коэффициент использования установленной мощности (КИУМ) новых газовых мощностей в первой ценовой зоне (европейской части РФ и на Урале) сократился до 67% (в 2019 году составлял 73%), а новых угольных блоков – лишь 16% (в 2019 – 19%). Вкратце напомним, что все новые блоки строили по договорам поставки мощности. Если уж совсем грубо, то вне зависимости от фактически потребленной энергии крупные потребители все равно оплачивали строительство новых энергоблоков генерирующим компаниям. При этом в «Сообществе потребителей энергии» подсчитали, что доля слабозагруженной генерации увеличилась. Объем мощностей с загрузкой менее 50% вырос примерно на 25% и составил около 8,7 ГВт, или 33% от общей мощности новой генерации. Объем мощности с КИУМ выше 75% упал вдвое, до 5,2 ГВт.

«Главные интересанты ДПМ» также озвучили свои позиции. В Минэнерго назвали снижение нагрузки на новые блоки «некритичным», пояснив, что оно было связано с сокращением потребления на фоне пандемии, ростом выработки ГЭС и теплой зимой 2020 года. В «Совете производителей энергии» (то есть крупные генерирующие компании) назвали падение «ситуативным», хотя и отметили, что некоторые блоки простаивали по другим причинам: например снижение загрузки первого блока Южноуральской ГРЭС-2 («Интер РАО») с 84% до 35% было связано с длительными ремонтными работами. Отметим также, что в прошлом году средняя загрузка всех российских ТЭС также сократилась более чем на 4%.

Ситуация двоякая. С одной стороны потребителям уже давно надоело оплачивать полуабстрактные незадействованные мощности. Более того, менее чем месяц назад две крупные генерирующие компании – «Интер РАО» и «Квадра» – вывели из эксплуатации (правда, не в УрФО, но важен сам факт) два энергоблока, построенных по программе договоров поставки мощности. Деньги «отбиты», а мощностей и так хватает…

С другой стороны на этой неделе глава Минэнерго РФ Николай Шульгинов отчитался об успешном прохождении осеннее-зимнего периода (справедливости ради, в этом году зима действительно заставила энергетиков напрягаться). «Энергосистема России обладает достаточным запасом резервных мощностей», — заявил министр. И тут с господином Шульгиновым не поспоришь – хватает. Сложно не согласиться с необходимостью резерва и недавний опыт Техаса, где энергетики не учли климатические риски и отказались от резервных мощностей от слова «совсем», тому подтверждение. А Россия, как известно, намного севернее знаменитого американского штата. Вопрос «А какие именно объемы нам нужны эти самые резервы и кто все-таки за них должен платить – потребитель или государство?», традиционно остается открытым.

Надежный индикатор

Как сообщает АО «Газпром энергосбыт Тюмень» общий долг абонентов тюменской «матрешки» (физических лиц) перед компанией на начало марта составляет 853,6 млн рублей. «Самую низкую платежную дисциплину демонстрируют жители Тюменского района, где сумма задолженности за электроэнергию достигла 88 млн рублей. На втором месте — Тюмень, где горожане накопили 76 млн рублей долга», – отмечают в «Газпром энергосбыт Тюмень». В список «лидеров» вошли также Сургут (42 млн рублей), Новый Уренгой (40,2 млн рублей) и Нефтеюганск (40 млн рублей).

Казалось бы, в благополучной «нефтегазовой матрешке» с деньгами у населения все должно быть хорошо, не Курганская область или Алтай все-таки. По факту же выясняется, что не очень. Если промышленники платят исправно, то население, явно «сдает платежные позиции». Мысль о большом количестве «несознательных злостных неплательщиков» опровергают эксперты их сферы ЖКХ, например те же НП «ЖКХ-Контроль» – по их словам с платежной дисциплиной у населения все хорошо, за исключением, может быть, кавказских регионов… Видимо, население даже таких богатых субъектов как Тюменская область, ХМАО и ЯНАО, начинает «прижимать». Разумеется, не все население, а тех, кто не занят в ТЭК или не сумел найти работу во власти. Тюменская «матрешка», конечно, не Москва или Питер, где на долю субъектов МСП приходится значительная часть экономики, но предприниматели есть и там. И естественно, что аккумулируются они в крупных городах – что и видно из статистики «Газпром энергосбыт Тюмень». Есть, правда, еще и «ЖКХ-неплательщики», например, управляющие компании, но с этим, как правило, уже разбираются городские власти. Хотя в данном случае неплатежи населения тоже могут влиять на ситуацию. Не все же УК поголовно жулики.

Росстат, по итогам 2020 года, отчитался о падении реальных располагаемых денежных доходов населения на 3,5%. Зная Росстат, рискнем предположить, что цифра немного больше, даже исходя из методики «средняя температура по больнице». И неплатежи достаточно дисциплинированных и считающихся обеспеченными жителей «матрешки» - один из вполне надежных индикаторов реального благосостояния населения.

Уборка под конвоем

Директор ФСИН Александр Калашников предложил отправлять осужденных на очистку территорий Арктики от загрязнений. По его словам, такая договоренность уже достигнута с администрацией города Норильска (интересно, идет ли речь о ликвидации последствий аварии «Норникеля»?). Телегам-каналы тут же стали глумиться на темы «ФСИН договорится с властями ХМАО насчет устранения последствий аварии «СИБУРа» на Оби» и «ФСИН займется бизнесом, используя бесплатный труд». Кто знает, может так все и будет…

Однако уровень абсурдности данного предложения достаточно высокий. Первое. Можно ли представить, чтобы заключенные, пусть и под конвоем, работают около стратегически важных объектов ТЭК, куда простых людей, даже не имевших судимости, не допускают? Второе. Если речь не о нефтегазовых месторождениях, трубопроводах и заводах, а о так называемом «экологическом наследии» (то есть брошенных стоянках советских геологов и несанкционированных свалках) – обладают ли заключенные необходимыми компетенциями? Все-таки современные методы ликвидации экологического ущерба все-таки требуют определенных профессиональных навыков. Что касается арктических территорий УрФО, а именно Ямала, то в поселке Харп Приуральского района действительно имеется исправительная колония. Только вряд ли «полярных зеков» отправят ликвидировать разлив нефти на месторождении или убирать ржавые бочки на остров Белый. В первом случае служба безопасности какой-нибудь нефтегазовой компании сделает все, чтобы не допустить такой контингент на вверенную им территорию. Во втором случае от заключенных будут отбиваться региональные общественные организации по типу «Волонтеров Арктики». Это все-таки их «PR-хлеб».

© Аркадий Янсон