Ни для кого не секрет, что изменения в сфере ТЭК в России напрямую влияют на качество жизни населения. Россия, как «нефтяная держава», зависит от изменения конъюнктуры на мировых рынках, да и зависимость нефти от доллара ощущается внутри страны. Основные «поставщики» «черного золота» и газа, как известно, – Ямал и Югра. УралПолит.Ru в еженедельной рубрике «Обзор ТЭК» вместе с нашим обозревателем Александром Жезловым, рассказывает читателям о наиболее значимых событиях в этой сфере на минувшей неделе, о том, что это значит и к чему может привести в будущем.
Вы работайте, а мы рядом постоим
На прошлой неделе директор департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области Антон Машуков выступил с заявлением о привлечении в регион инвестиций в размере 30 млрд рублей до 2024 года. Глава профильного ведомства связывает это с созданием нефтехимического кластера. Также Антон Машуков озвучил и другие выгоды: 54 млрд рублей выручки и создание 8 тысяч новых рабочих мест. По словам чиновника, потенциальными резидентами кластера являются более 400 компаний.
Прежде всего хотелось бы посмотреть на методику расчетов господина Машукова, согласно которой выручка составит 54 млрд при 30 млрд вложений, а также уточнить – имеется ввиду выручка потенциальных участников кластера, поступления в бюджет региона или все вместе взятое? Второй вопрос касается восьми тысяч рабочих мест: к примеру, по официальным данным, общее число сотрудников СИБУРа (всей группы, а не только тобольских производственных площадок) достигает 22 тысяч человек. Сложно представить, что даже смежным отраслям нефтехимии, особенно учитывая современные автоматизированные технологии, потребуется столько специалистов. Но это все «мелочи».
В данной ситуации весьма специфично выглядит позиция региональной власти, которая пытается делать вид, что активно участвует в развитии ТЭК, который давно стал приоритетом федеральных политиков, чиновников, а также бизнесменов, входящих в список Forbes. Понятно, что если решения о реализации тех или иных проектов принимаются в Москве, то Тюменским властям остается только довольствоваться заявлениями о развитии, по сути, без возможности на это самое развитие хоть как-то влиять. И при благоприятной ситуации на внешних и внутренних рынках, при достаточном спросе на продукцию нефтехимической промышленности Тюменской области, отрасль будет развиваться. С местными властями или без них.
Напомним, ранее мы уже писали об официально зарегистрированной год назад Ассоциации «Нефтехимический кластер тюменской области» и ее деятельности, согласно данным Спарк-Интерфакс заключающейся в «издании книг», «деятельности по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов» и «деятельности в сфере связей с общественностью». Судя по всему, Ассоциация будет всячески поддерживать нефтехимическую отрасль всем, чем может. А именно – громкими заявлениями и их последующим тиражированием в СМИ об успехах нефтехимической отрасли Тюменской области. Хорошо, если такие успехи будут.
Сезонный взлет
По итогам марта цены на авиатопливо в ключевых аэропортах УрФО, по отношению к предыдущему месяцу, увеличились на 6-7%. Рост цен на авиакеросин в Тюмени составил 7%, в Сургуте – 6,9%, в Нижневартовске – 7,1%, в Екатеринбурге – 5,15 и 6% (в зависимости от поставщика), в Челябинске – 7%. Из общей картины выбиваются лишь Курган, где цена на авиатопливо снизилась на 6,3%, а также большинство крупных городов ЯНАО, где пока цены остались на уровне февраля. Впрочем, последние исключения вопросов не вызывают – ранее мы уже писали о причинах такой «стабильности».
Судя по данным агрегаторов, в первых числах апреля цены на авиабилеты (вылет в апреле, мае и июне) уже повысились на 15-120% в зависимости от авиакомпаний и маршрутов. Сезон отпусков, особенно на «северах», вступает в свои права. Старая истина – спрос определяет предложение – продолжает работать. Напомним, что по прогнозам Минтранса РФ общий пассажиропоток российских авиакомпаний в 2021 вырастет более чем на 50% по сравнению с прошлым годом. И после снятия многих ограничительных мер, как внутри страны, так и за рубежом, ожидать снижения цен на авиабилеты явно не стоит.
Дорога к госзаказам
«Газпромнефть» объявила о создании нового предприятия «Газпромнефть – Дорожное строительство». Как следует из интервью главы новой компании Левана Кадагидзе, «технология стабилизации грунтов «Брит», позволяющая снижать стоимость строительства транспортного объекта и его капитальный ремонт до 15-20% по сравнению с традиционными конструкциями; фактически мы можем построить автомобильную дорогу из асфальтобетона по цене дороги с щебеночным покрытием». Кроме этого директор «Газпромнефть – Дорожное строительство» непрозрачно намекнул на то, что будущем компания сможет занять определенную долю рынка дорожного строительства и помимо промысловых дорог между объектами «Газпромнефти» заниматься также и дорогами регионального и муниципального значения.
На 2021 год анонсировано строительство дорог на объектах «Газпромнефть-Хантос», «Газпромнефть-Снабжение» и «Газпромнефть-Терминал» в Тюменской области и ХМАО, однако велика вероятность, что в ближайшие годы дорожникам Тюменской «матрешки» (как тут не вспомнить знаменитый Мостострой-11) придется делиться региональными и муниципальными заказами. Дело здесь, разумеется, не столько в заниженной стоимости строительства, сколько в лоббистских возможностях, которые у «Газпромнефти», несомненно, имеются. И снижение себестоимости за счет собственных технологий в данном случае будет просто одним из весомых аргументов. Справедливости ради нужно отметить, что «Газпромнефть» действительно занимается данным направлением уже более 10 лет. Видимо сейчас самое время для диверсификации бизнеса, даже если новое направление формально не является профильным для ВИНК. Но в целом начинание интересное: кто знает, может такими темпами скоро нефтяники придут к решению о возвращении «непрофильного» нефтесервиса, ранее выведенного из активов…
© Аркадий Янсон