Ни для кого не секрет, что изменения в сфере ТЭК в России напрямую влияют на качество жизни населения. Россия, как «нефтяная держава», зависит от изменения конъюнктуры на мировых рынках, да и зависимость нефти от доллара ощущается внутри страны. Основные «поставщики» «черного золота» и газа, как известно, – Ямал и Югра. УралПолит.Ru в еженедельной рубрике «Обзор ТЭК» вместе с нашим обозревателем Александром Жезловым, рассказывает читателям о наиболее значимых событиях в этой сфере на минувшей неделе, о том, что это значит и к чему может привести в будущем.
Тобольский «ЗапСибНефтехим» и его вклад в мировую fashion-индустрию
Интересный инфоповод выдал флагман отечественной нефтегазохимии «Сибур»: компания объявила о коллаборации с российским брендом одежды WOS. Сама коллаборация касается производства высокотехнологичной коллекции одежды. «Благодаря экспертизе «Сибура» в области экономики замкнутого цикла впервые в люксовом сегменте одежды будут использованы ткани с добавлением переработанного пластика, не уступающие по свойствам и тактильным ощущениям традиционным тканям», – говорится в официальном пресс-релизе. Естественно, что представители компании связывают это с «трендом на повышение экологичности процессов и материалов». В свою очередь дизайнер и основатель бренда WOS Андрей Артемов, подчеркнул, что «коллаборация поможет многим людям узнать о том, что фешн-индустрия может и должна быть экологична, а использованный пластик – это не мусор, а ценное сырье».
Планируется, что коллекция одежды поступит в продажу ограниченным тиражом осенью 2021 года. Средства от продажи коллекции будут переданы в благотворительный фонд, а также на поддержку проектов, компенсирующих углеродный след. Получается, что тобольские нефтегазохимики внесут свой посильный вклад в развитие мировой (ну, или хотя бы российской) моды. Почем нынче пластиковые платья и пиджаки? Хотя, стоимость не так и важна – ради пиара можно пойти еще дальше, например, одеть в продукцию господина Артемова топ-менеджмент «Сибура». Или хотя бы руководства тобольского «ЗапСибНефтехима». Много ли эстетических радостей в провинции.
Кстати, напомним, что согласно недавно опубликованному исследованию австралийского фонда Minderoo Foundation, «Сибур» оказался на шестом месте среди европейских (и, естественно, на первом среди российских) производителей одноразового пластика, загрязняющих планету – «вклад» в одноразовые пластиковые отходы в 2019 году был оценен в 0,8 млн тонн. Это вам не штаны шить.
Все по плану
На прошлой неделе «Новатэк» передал в залог 60% своей доли в проекте «Арктик СПГ-2». Как сообщают в компании, номинальная стоимость залога составила более 9,5 млрд рублей. Напомним, что проект «Арктик СПГ 2» стоимостью 21,3 млрд долларов предусматривает строительство трех очередей по производству СПГ мощностью 6,6 млн тонн в год. В феврале заместитель председателя правления «Новатэка» Марк Джетвей уже сообщал, что компания рассчитывает завершить привлечение внешнего финансирования «Арктик СПГ 2» в объеме примерно 11 млрд долларов к концу первого полугодия. По его словам, интерес к участию в финансировании проявили российские, китайские, японские и европейские банки. При этом первый денежный транш в апреле по проектному финансированию поступил от российских банков еще.
Сейчас компания официально не раскрывает держателя залога, но, несмотря на «интерес к участию» со стороны иностранных банков, с высокой долей вероятности можно предположить, что деньги дали именно российские государственные финансовые структуры – как минимум в связи с постоянно меняющейся политической ситуацией иностранные кредиты явно обошлись бы «Новатеку» дороже. Что касается залога, то это, как утверждают аналитики, процедура вполне стандартная – залог нужен для того, чтобы сделать кредит был более доступным. Как говорится, бизнес и ничего личного.
Отметим, что передача 60% акций компании в залог вряд ли как-то существенно отразится за капитализации «Новатека», его рыночной стоимости и реализации самого проекта «Арктик СПГ-2»: способность компании обслуживать свой кредитный долог практически ни у кого сомнений не вызывает. Таким образом Леонид Михельсон продолжает планомерно расширять присутствие компании на мировом рынке СПГ, привлекая как зарубежные, так и российские деньги, естественно, кредитуясь там, где дешевле. Все по плану, ничего экстраординарного, расходимся.
Конверты подорожают?
В экологическую повестку сегодня хотят попасть практически все. Даже если это выглядит не всегда уместно – главное оповестить общественность насчет устойчивого развития, декарбонизации и заодно отчитаться перед начальством. «Почта России» заявила, что планирует перевести на метан до половины автопарка к 2025 году. «До 2025-го года компания планирует инвестировать 1,5 млрд рублей в закупку газобаллонного оборудования, чтобы переоснастить 50% своего автопарка и перевести на метан 8,5 тыс. транспортных средств. Экономический эффект составит около 1,5 млрд. рублей в год», – говорится в сообщении.
Для начала отметим, что чистый убыток «Почты России» за первое полугодие 2020 года составил более 7 млрд руб. Правда, официально, по итогам 2020 года, компании удалось «вырулить» на чистую прибыль в размере в размере 2,3 млрд руб, но есть подозрение, что это связано не с прямыми заработками «Почты России», а с дополнительной прямыми и косвенной поддержкой государства, с помощью которой «почтальоны» закрывают свои финансовые дыры…
Ясно одно – экологические инвестиции в 1,5 млрд для убыточной и дотируемой компании смотрятся на первый взгляд странно. Однако даже этому можно попытаться найти логическое объяснение. Весной этого года «Почта России» объявила об «обновлении логистических схем». Например, в марте компания анонсировала оптимизацию доставку отправлений внутри Уральского региона – в частности речь идет об отказе значительной части перевозок ЖД-транспортом. Официально почтовый автопарк в Свердловской области насчитывает 388 единиц транспорта, которые работают в рамках 482 маршрутов. Отличный новый рынок сбыта для производителей грузового автотранспорта на метане и продавцов компримированного природного газа, которым заправляются машины. Интересно, является ли привлекательным такой покупатель машин и газа как «Почта России» и за счет каких средств планируется окупать эти инвестиции? Наверное, конверты подорожают. Впрочем, госбюджет «Почту России» не оставит, несмотря на то, что давно уже придумали e-mail, а на рынке успешно работают частные логистические и грузовые компании.
© Аркадий Янсон