​«Обывательский» вопрос – сколько же денег от реализации СПГ-проектов Михельсона получит страна и регионы, можно опустить»

Леонид Михельсон
УралПолит.Ru в еженедельной рубрике «Обзор ТЭК» вместе с нашим обозревателем Александром Жезловым, рассказывает читателям о наиболее значимых событиях в этой сфере на минувшей неделе, о том, что это значит и к чему может привести в будущем.
Фото: gubernator74.ru

Ни для кого не секрет, что изменения в сфере ТЭК в России напрямую влияют на качество жизни населения. Россия, как «нефтяная держава», зависит от изменения конъюнктуры на мировых рынках, да и зависимость нефти от доллара ощущается внутри страны. Основные «поставщики» «черного золота» и газа, как известно, – Ямал и Югра. УралПолит.Ru в еженедельной рубрике «Обзор ТЭК» вместе с нашим обозревателем Александром Жезловым, рассказывает читателям о наиболее значимых событиях в этой сфере на минувшей неделе, о том, что это значит и к чему может привести в будущем.

«Нормально все? – Все хорошо, конечно»

На прошлой неделе состоялась встреча президента РФ Владимира Путина с председателем правления компании «НОВАТЭК» Леонидом Михельсоном, которая, судя по стенограмме, явно носила характер дружеский и непринужденный. Но если по существу, то приведем некоторые цитаты главы «НОВАТЭКа», которые заслуживают внимания.

«Мы не вышли из графика реализации нашего проекта «Арктик СПГ-2»... Пуск первой линии – 2023 год, второй линии – 2024 год. Раньше планировали, – так как у нас два дока, я дальше расскажу, – третью линию в 2026 году, но сейчас, я думаю, линии будут [запущены] в 2023-м, 2024-м, 2025-м».

Таким образом, Леонид Викторович анонсировал, что проект заработает на год раньше. Есть подозрение, что ударные темпы связаны с желанием поскорее монетизировать запасы ямальских газовых месторождений, пока спрос в мире на СПГ относительно стабильный. Кроме того, на прошлой неделе «Газпром» в рамках своего ежеквартального отчета заявил о рисках, связанных с дальнейшей либерализацией экспорта СПГ из России и выступил за исключение конкуренции между российскими энергоресурсами на международных рынках. Так что поспешность «НОВАТЕКа» понятна – а то вдруг господин Миллер сумеет продвинуть свои идеи в правительстве и тем самым потеснит компанию Михельсона…

«На сегодняшний день там [на строительстве «Арктик СПГ-2»] работают порядка 19 тысяч человек, рабочих мест. В основном вахтовый метод, но потихоньку-потихоньку приходит местное население».

По всей видимости, выражение «потихоньку-потихоньку» означает крайне малую долю местного населения (ЯНАО, да и всего УрФО) на стройках и работающих проектах «НОВАТЭКа». Местных там было и будет минимальное количество: во-первых, не факт, что найдутся свободные специалисты, так как многие уже заняты на действующих предприятиях, а во-вторых (и самое главное) – дешевле набирать рабочих из более бедных регионов, а лучше – из ближнего зарубежья. Кстати, говорят, именно такой подход практикует «НОВАТЭК» на своих объектах в Мурманской области. Понятно, что государство и, тем более, регион приказать Леониду Викторовичу брать на работу в-первую очередь местных не сможет.

«Как раз в рамках Указа к 2030 году загрузка обеспечит 64 миллиона тонн СПГ, 90 миллионов тонн грузов по Северному морскому пути. И в марте принято было постановление Правительства с выходом на 140 миллионов тонн СПГ к 2035 году. Львиную долю можно будет сделать как раз на этих производствах».

Здесь, вероятно имеется ввиду, что к 2030 году только «НОВАТЭК» обеспечит загрузку СМП на 90 млн тонн. Напомним, что в 2019 году общая загрузка СМП составила 31,5 млн тонн грузов, в 2020 - 32,9 млн. тонн. Грешат, конечно, на пандемию, но динамика пока явно не прорывная. Между тем, «обывательский» вопрос – сколько же денег от реализации СПГ-проектов Михельсона получит страна и, в частности, те регионы, где эти проекты базируются, – в диалоге президента и главы «НОВАТЭКА» затронут не был. Думается, потому, что ответ понятен всем: существенно меньше, чем хотелось бы. Основной налог (налог на прибыль) «НОВАТЭК» платит в Москве. Также напомним, что акционерам проекта «Арктик СПГ-2», помимо самого «НОВАТЭКа» (60%), являются французская компания Total (10%), китайские CNPC и CNOOC (по 10% у каждой) и японский консорциум Mitsui и Jogmec (10%). Такие «мелочи» как НДФЛ можно опустить. Еще одна цитата из диалога:

«В.Путин: Нормально все?

Л.Михельсон: Все хорошо, конечно».

Энергоисход. Продолжение

Крупные уральские промышленники продолжают обзаводиться собственной генерацией. На Челябинском трубопрокатном заводе (ЧТПЗ), 86,54% акций которого принадлежат ПАО «Трубная металлургическая компания», и Первоуральском новотрубном заводах (ПНТЗ) были установлены ТЭС. По официальным данным ТЭС на ЧТПЗ производят 50% электроэнергии и 40% тепла от общего объема потребления завода, а ТЭС на ПНТЗ — 22% электроэнергии и 19,5% тепла. Конечно, не полная энергонезависимость от генерирующих компаний и сетевиков, но, как известно, лиха беда – начало.

Первый заместитель генерального директора, главный инженер ПАО «Трубная металлургическая компания» Вячеслав Попков подчеркнул, что «ввод в эксплуатацию тепловых электростанций существенно повысил энергетическую независимость ЧТПЗ и ПНТЗ, наличие ТЭС позволяет гарантировать бесперебойное снабжение производства и контролировать сам процесс генерации, а также, что за счет высокой степени очистки отработанных газов воздействия на окружающую среду минимальны».

Конечно, «минимальное воздействие на окружающую среду» - это очень важно, но вряд ли промышленники руководствовались экологическими мотивами. Например, в данном случае ожидается, что экономический эффект от реализации проектов составит 280 млн. рублей в год. Как уже мы писали (https://uralpolit.ru/opinion/236421) в последние годы крупные российские предприятия, особенно в УрФО, постепенно переходят на собственную генерацию из-за постоянного (и часто не вполне обоснованного) роста цен на оптовом рынке электроэнергии и мощности. И судя по всему, цены опускать никто не собирается. Таким образом, уход промышленности из российской единой энергосистемы постепенно продолжается и, скорее всего, его темпы будут только расти.

Накануне, следом за прогнозом «Совета рынка», в котором анонсировался рост цен на электроэнергию для промышленных предприятий выше уровня инфляции, Ассоциация «Сообщество потребителей энергии» опубликовала интересное исследование. В частности, говорится, что цена электроэнергии для промышленных потребителей в России уже второй год подряд превышает аналогичные показатели в США и ряде стран Евросоюза. По итогам 2020 года средняя цена электроэнергии для потребителей, подключенных на высоком уровне напряжения к региональным распределительным сетям (это около 70% всего промышленного электропотребления в стране), составила 7,34 цента за киловатт-час. Цена электроэнергии для потребителей, подключенных к магистральным электросетям (около 30% промышленного электропотребления), составила 4,52 за киловатт-час. Для сравнения: в США в 2020 году электроэнергия для американских промышленников в среднем обходилась на 10% дешевле, при этом средняя конечная цена электроэнергии для промышленности в США в 2019 году была дешевле, чем в России, только на 5%. Вот где мы уверенно обгоняем Америку. Если не учитывать санкции, рынки сбыта и другие важные факторы, а ориентироваться только на цену электроэнергии, то такими темпами уральским промышленникам, скоро будет выгоднее производить трубы где-нибудь в Оклахоме или Техасе. Шутка.

Главное – оцифровать, а там посмотрим

Правительство ХМАО не хочет оставаться в стороне от современных трендов: окружной департамент ЖКХ и энергетики и фонд развития Югры выступил с инициативой, касающейся создания цифровой модели управления инвестиционными проектами в сфере ЖКХ для муниципальных образований региона. Планируется, что модель объединит в единый проект наработанный опыт нескольких муниципалитетов. В качестве пилотной предложена модель, разработанная на основе анализа данных состояния Няганской ресурсоснабжающей компании. Губернатор Югры Наталья Комарова подчеркнула, что такая модель необходима для оценки потенциала эффективности эксплуатации объектов ЖКК и поручила департаменту совместно с заинтересованными исполнительно-распорядительными органами муниципалитетов утвердить план формирования модели и представить результаты итогов ее использования не позднее 1 октября 2021 года. «Чем больше будет принято инновационных, высокотехнологичных решений, тем более эффективной станет деятельности в этой сфере и выше удовлетворенность населения услугами ЖКХ», – отметила глава региона.

Не хочется расстраивать Наталью Владимировну, но в российских регионах, как правило, эффективность ЖКХ и тем более удовлетворенность населения жилищно-коммунальными услугами от количества «инновационных, высокотехнологичных решений» практически не зависят. Во-первых, по разным оценкам износ основных фондов российского ЖКХ составляет от 70 до 80% и тратить время и деньги (может быть и небольшие) на создание, пусть и эффективной, цифровой модели в данном случае – приоритет весьма сомнительный. Во-вторых, не совсем понятно, кто должен стать пользователем новой модели. Если речь о ресурсоснабжающих организациях или региональных профильных ведомствах, то об эффективности эксплуатации объектов ЖКК они и так знают лучше, чем кто бы то ни было. Если речь о потенциальных частных инвесторах, то тут мы вынуждены расстроить губернатора Югры: по-настоящему внебюджетных инвестиций в ЖКХ в России крайне мало. Тем более – в северных регионах, где себестоимость ЖКУ существенно выше общероссийской. А что «удовлетворенности населения услугами ЖКХ», то при высоком уровне износа фондов, а также при росте тарифов на ЖКУ, как-то слабо верится, что «цифра» сможет кардинально исправить ситуацию. Но, видимо следуя современной моде, оцифровать все-таки нужно.

© Аркадий Янсон