Ни для кого не секрет, что изменения в сфере ТЭК в России напрямую влияют на качество жизни населения. Россия, как «нефтяная держава», зависит от изменения конъюнктуры на мировых рынках, да и зависимость нефти от доллара ощущается внутри страны. Основные «поставщики» «черного золота» и газа, как известно, – Ямал и Югра. УралПолит.Ru в еженедельной рубрике «Обзор ТЭК» вместе с нашим обозревателем Александром Жезловым, рассказывает читателям о наиболее значимых событиях в этой сфере на минувшей неделе, о том, что это значит и к чему может привести в будущем.
Главное, чтобы не новый «Урал промышленный – Урал полярный»…
Все-таки иногда приятно послушать старую пластинку. В рамках послания Федеральному собранию президент России Владимир Путин выступил с заявлением о том, что строительство Северного широтного хода может быть профинансировано с помощью инфраструктурного кредита. При этом глава государства сделал акцент на Ямал (видимо, на наиболее перспективный в этом плане регион). «ЯНАО, округ совместно с нашими крупными компаниями с помощью предложенного механизма сможет запустить строительство СШХ, – отметил президент. – Это железнодорожная магистраль, которая даст импульс освоению богатейших ресурсов Арктики. Этот проект давно запускать, сейчас для этого есть все возможности». В свою очередь губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов поблагодарил президента России Владимира Путина за высокое доверие, и отметил, что регион готов выступить пилотным субъектом для внедрения нового финансового механизма инфраструктурных кредитов. «Проект СШХ имеет важнейшее значение для дальнейшего освоения Арктики и уже хорошо проработан», – заявил Дмитрий Артюхов.
Разговоры про СШХ уже воспринимаются как некая идеологическая парадигма… Правда, до сих пор не нашедшая отражения в реальной жизни. Во-первых, было бы любопытно взглянуть на экономическую составляющую «данного проработанного» проекта. Как уже неоднократно писали и мы, и другие СМИ, основные вопросы к СШХ на Ямале связаны, прежде всего, с его окупаемостью. Как известно, месторождения, находящиеся в районе предполагаемого СШХ (Салехард – Надым – Новый Уренгой) уже давно вступили в стадию падающей добычи. Новых прорывных проектов на данной территории нет. Соответственно, не совсем понятно, что возить по предполагаемой дороге. И вообще существует точка зрения, что с СШХ Россия (даже СССР) опоздала лет на 40…
Что касается перспективных с точки зрения добычи нефти и газа северных районов – Ямальский и Тазовский – то на территории первого железная дорога уже есть: через Воркуту до Бованенково. Возможно, что ее «дотянут» даже до Сабетты. Второй перспективный район «железкой» похвастаться не может, но, как показывает практика, его освоение успешно проходит и без СШХ (см. «Газпромнефть-Мессояханефтегаз»). С трудом верится, что претендующий на газовые залежи Тазовского района «НОВАТЭК» и уже работающая там «Газпром нефть» будут дожидаться «реализации инфраструктурных проектов».
Во-вторых, в текущей ситуации, с возросшими экономическими и политическими рисками, когда новые масштабные нефтегазовые проекты уже не так стабильны с точки зрения относительно быстрого возврата инвестиций, возникает и другой вопрос – кого могут заинтересовать эти инфраструктурные кредиты? Нефтяников и газовиков, которые уже давно используют собственные логистические схемы для работы на Ямале? Транспортников, которые будут «отбивать» эти вложения как минимум несколько десятков лет, и то, если повезет?
Конечно, радует то, что президент успокоил: возможности, в смысле деньги, есть. Также радует и «таргетированость» кредитов – дадут только на конкретные проекты. Главное, чтобы не получилось как с уже практически позабытым мегапроектом «Урал промышленный – Урал полярный». Вкратце напомним: середине 2000-х, когда политики вовсю пиарили проект, экономисты, геологи, траспортники и другие ученые пытались доказать, что «УП – УП», мягко скажем, не совсем рентабельный и целесообразный проект, по крайне мере в таком виде, в каком его преподносят общественности. Итог: ничего построено не было, деньги скрылись в неизвестном направлении. Главное, чтобы с СШХ также не получилось.
Энергетический мейнстрим Ямалу пока не мешает
ООО «Ачим Девелопмент» (СП «Газпрома» и немецкой Wintershall Dea) начали добычу газа на участке 5А ачимовских отложений Уренгойского месторождения. Как официально заявляют в «Газпроме», «после завершения комплексного опробования начнется постепенное наращивание объемов добычи для выхода на проектную мощность к 2027 году». По официальным данным проектная мощность составит более 14 млрд кубометров природного газа и более 5 млн тонн газового конденсата.
Событие исключительно производственное, однако вполне показательное и ярко иллюстрирует вполне очевидную тенденцию – никто, несмотря на громкие политические заявления, не собирается отказываться от денег. Сегодня Германия (по крайне мере в лице правительства) является одной из стран, активно продвигающей «зеленые» идеи ВИЭ и декарбонизации. Переход на энергию солнца и ветра, замена нефти (и отчасти, кстати, природного газа) на «зеленый» водород (то ест водород, произведенный с помощью тех же ВИЭ) – все это уже не первый месяц является таким своеобразные энергетическим мейнстримом. СМИ не устают публиковать заявления мировых лидеров об углеродной нейтральности. На деле же все прозаичнее – пока спрос на стабильные источники энергии, каким, в том числе, является и газ, относительно стабильный, никто с трубы слезать не собирается. И судя по тому, что прагматичные немцы не выходят из проекта и говорят даже не о среднесрочной перспективе, спрос будет поддерживаться. Если в течение следующих десяти лет в России в корне не поменяется налоговое законодательство, то газовые перспективы позволят оставаться Ямалу, а также некоторым другим субъектам УрФО, связанных с северным регионом, относительно стабильной территорией. Даже невзирая на «зеленые» тренды в энергетике.
Богданов похорошел сам при себе
Согласно недавно опубликованному рейтингу миллиардеров, который составляет Forbes, за последний год генеральный директор «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов стал богаче на 500 млн $, увеличив, таким образом, свое состояние до 1800 млн $. Конечно, бессменный руководитель «Сургутнетфегаза» опустился с 73 на 76 строчку рейтинга, однако вряд ли это его сильно расстроило. Подобный доход, безусловно, связан с финансовыми показателями компании за 2020 год, которые недавно были опубликованы. Как следует из отчета по РБСУ, чистая прибыль «Сургутнефтегаза» за прошлый год составила 729,6 млрд руб. (рост почти в 7 раз!). Здесь также ничего удивительного нет: на фоне падения спроса на нефть в 2020 году рост прибыли сургутских нефтяников обусловлен валютными переоценками на фоне курса доллара. А как известно, всю свою прибыль «Сургутнефтегаз» аккумулирует на банковских счетах в американской валюте. Аналитики уже отмечают, что «около 80% прибыли «Сургутнефтегаза» в 2020 году сформировано за счет курсовых колебаний». Для справки – пару лет назад этот показатель не превышал 50%. Остается только иронизировать на тему «храните деньги в сберегательной кассе, лучше в долларах и больших количествах, если, конечно, они у вас есть».
Кстати рискнем предположить, что «похорошело» не только Богданову. Конечно, по словам сотрудников предприятия, «сверхприбыли им не перепадают», но при этом «Сургутнефтегаз» остается единственной крупной нефтегазовой компанией в России, которая зарегистрирована по месту пребывания – то есть в ХМАО. А значит и налог на прибыль платит там же, что в условиях сокращения доходов региона как нельзя кстати. Хоть за кого-то можно порадоваться.
© Аркадий Янсон