Если не будут брать, газ отключим?
На прошлой неделе страны ЕС признали, что могут платить за российский газ рублями – об этом сообщило агентство Reuters, ссылаясь на письмо Еврокомиссии, адресованное правительствам стран-членов ЕС. Строго говоря, покупатели российского газа должны будут платить не в рублях, а только сменить банк для оплаты: согласно указу президента РФ, импортеры газа должны открыть рублевые и валютные счета в «Газпромбанке», оплачивая «голубое топливо» в той валюте, которая предусмотрена ранее заключенными контрактами. Затем «Газпромбанк» должен будет продавать валюту на московской бирже, а рублевую выручку затем перечислять «Газпрому».
С технической точки зрения для покупателей из Европы в этом нет ничего сложного, однако Россия таким образом просто страхуется – теперь транзакции за газ не сможет заблокировать ни одно европейское государство или банк. В свою очередь практически все европейские компании, которые закупают российский газ, являются частными и уже неоднократно доказывали политикам, мягко говоря, нецелесообразность их позиции. Но пока для политиков Европы важнее сохранить один из рычагов влияния на Россию. Надолго ли хватит имеющегося газа и терпения европейского бизнеса и населения?
Пока официально на новую схему оплаты согласились лишь некоторые страны Восточной Европы, такие как Венгрия и Молдавия, однако с большой долей вероятности можно сказать, что согласие остальных европейских стран – только вопрос времени, причем ближайшего. Вкратце напомним, что доля экспорта российского газа в Финляндию и Чехию составляет 100%, в Германию (одного из самых ярых противников российских углеводородов, по крайне мере на уровне политических заявлений) – около 40%, Австрии – 71%, Италии – 28%, Франции – 16%, Великобритании и Нидерландов – по 11%. Не лишним будет и упомянуть о том, помимо энергетического кризиса, который уже вылился в резком росте цен на энергоресурсы для промышленников и населении многих стран ЕС, Европа нуждается в газе не только как в энергоносителе. На российском газе работают газохимические предприятия, которые производят массу необходимых вещей: от полиэтилена, до удобрений. Почему именно работают с газом именно из России тоже понятно – трубопроводный газ по долгосрочным контрактам, особенно с учетом текущей ситуации на спотовом рынке СПГ, обходится в разы дешевле. Отметим только, что еще задолго до начала спецоперации на Украине, с августа 2021 года, цена на газ на европейском спотовом рынке редко опускалась ниже тысячи долларов за тысячу кубометров.
К слову, некоторые аналитики уже разглядели в схеме «газ за рубли» далеко идущие стратегические планы России. Если удастся реализовать эту схему, а затем перевести на нее и продажу нефти, то ценообразование на углеводороды, по крайне мере на европейских рынках, будет осуществляться не в долларах США, а именно в рублях. В этом случае наши заокеанские коллеги потеряют существенное влияние на этот рынок. Мем, который еще в начале марта тиражировался в профильных телеграм-каналах, уже не кажется абстрактной шуткой: «Вот вам рубли, распространите среди жильцов ЕС. – А если?.. – А если не будут брать – отключим газ».
Конечно, полностью отключать газ Европе, несмотря на заявление некоторых излишне патриотично настроенных политиков, для России тоже крайне невыгодно, ведь тогда придется искать других покупателей и предлагать им значительные скидки. Мартовский пример с продажей крупной партии нефти в Индию с существенным дисконтном тому подтверждение. Остается надеется, что ЕС и Россия в ближайшем будущем придут к единому мнению по схеме оплаты газа.
Уходят и остаются ради сбыта
Глава «Лукойла» Вагит Алекперов покинул пост президента компании. Как пишут СМИ, пару недель назад Великобритания и Австралия ввели персональные санкции против экс-главы нефтегазовой компании. В официальном релизе «Лукойла» подчеркивают, что Алекперов не являлся контролирующим акционером. По состоянию на 31 марта этого года он владел 3,12% акций. Еще в отношении 5,43% он обладал «бенефициарным экономическим интересом», в том числе через семейные трасты или паевые инвестфонды, однако этот пакет не давал ему права голоса, говорится в сообщении компании.
Как заявил Алекперов телеканалу «Россия 1», «санкции не касаются компании «Лукойл», а касаются лично меня, поэтому я принимал решение, чтобы дистанцироваться от деятельности компании». И вполне вероятно, что экс-глава компании даже не преувеличивает, намекая, что выйдя из совета директоров он практически спасает компанию. Данные об объемах экспорта нефти и нефтепродуктов в разные страны «Лукойл» не раскрывает, однако по оценкам экспертов, доля продаж в ЕС и США достигает 50% экспорта нефтегазовой компании. То, что «Лукойл» владеет и сетью АЗС в США (которые в начале марта уже предлагали закрыть), и заводами в Европе давно не секрет. Таким образом, оставаясь на месте главы «Лукойла» Алекперов фактически ставит под угрозу сбыт в западные страны. Интересно, что врио главы компании назначен первый исполнительный вице-президент нефтекомпании Вадим Воробьев, отвечающий именно за сбыт.
В то же время Леонид Михельсон, которого Великобритания и Канада внесли в санкционные списки в начале апреля, был снова выбран председателем Правления «НОВАТЭКа». Но Михельсону пока о санкционных проблемах в плане сбыта беспокоиться не приходится – львиная доля СПГ с Ямала уходит в страны АТР, в частности – в Китай, где санкции против российских нефтяников и газовиков не в моде. Правда из-за санкций возникает другая угроза – на паузу поставлены новые проекты (например «Арктик СПГ-2»), требующие европейского и американского оборудования, которое пока не могут производить ни в России, ни в дружественном Китае. При этом около 80% СПГ, который должен производиться в рамках новых проектов «НОВАТЭКа», уже законтрактовано. Но это, как говорится, уже другая история.
Санкционные коктейли
Американский The Wall Street Journal пишет, что в апреле порядка 40% поставок российской нефти танкерами отправлялись с пометкой «пункт назначения неизвестен». «Это может говорить об использовании тех же схем, что позволяли обходить санкции Ирану и Венесуэле, предположили авторы статьи; в таких случаях нефть доставлялась на более крупные танкеры, где ее смешивали с другой», - цитирует The Wall Street Journal РБК.
По большому счету новостью это назвать сложно. Еще в начале апреля стало известно, что европейские нефтяные мейджоры используют так называемую латвийскую смесь (процесс смешивания происходит в порту латвийского города Вентспилса, отсюда и название), когда российская нефть марки Urals смешивается с другими сортами. Если доля Urals не превышает в «коктейле» 49,9%, то российской смесь не считается. Похожая схема реализуется и в черноморских портах, когда казахстанская нефть также мешается с российской. Интересно, что в США рекомендуют отделять российскую нефть, но рекомендация – не есть руководство к действию. Тем более не совсем понятно – подразумевается физическое разделение уже смешанной нефти или недопущение смешивания?
Тем не менее, ситуация схожа с «газовой» – если все западные страны введут эмбарго на российскую нефть, то цена за баррель будет варьироваться уже не в районе 100 долларов. Биржевые аналитики делают прогнозы, согласно которым в этом случае цена может дойти и до 150 долларов за баррель. Но как видно ни США, ни ЕС создавать искусственный дефицит на рынке не хотят. Попытки заместить российский экспорт уже были, но ОПЕК, в частности Саудовская Аравия, отказался увеличивать добычу нефти. Так что пока из России, в том числе – Западной Сибири, с любовью. Пусть даже в виде «коктейлей».
© Аркадий Янсон