​«Правительство прекрасно понимает, что старые месторождения нефтяникам и газовикам без доп преференций мало интересны»

Нефть
Ни для кого не секрет, что изменения в сфере ТЭК в России напрямую влияют на качество жизни населения. Россия, как «нефтяная держава», зависит от изменения конъюнктуры на мировых рынках, да и зависимость нефти от доллара ощущается внутри страны. Основные «поставщики» «черного золота» и газа, как известно, – Ямал и Югра. УралПолит.Ru в еженедельной рубрике «Обзор ТЭК» вместе с нашим обозревателем Александром Жезловым, рассказывает читателям о наиболее значимых событиях в этой сфере на минувшей неделе, о том, что это значит и к чему может привести в будущем.
Фото: pxfuel.com

Просто мимо проходили

Газовозы «Ямал-СПГ» могут не только доставлять сжиженный газ иностранным покупателям по Северному морскому пути. В начале прошлой недели одной из главных арктических новостей стало спасение научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов», которое застряло недалеко от Ямала в районе пролива Вилькицкого из-за раннего ледостава. Мимо проходил танкер «Ямал-СПГ» «Борис Давыдов», следующий из Китая в Сабетту, который разбил лед и помог судну продолжить путь. Однако через несколько дней судно снова застряло в районе входа в архипелаг Норденшельда, а проходящий поблизости другой газовоз «Ямал СПГ» «Рудольф Самойлович» вновь расколол лед, опять освободив научно-экспедиционное судно. «В Арктике не справиться без взаимовыручки», - цитирует капитана газовоза Алексея Киржеманова ТАСС.

Без взаимовыручки, конечно, трудно не только в Арктике, но вообще, согласно кодексу торгового мореплаванья РФ, «капитан судна обязан, если он может это сделать без серьезной опасности для своего судна и находящихся на нем людей, оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на море». Также в документе указано, что за неисполнение этой обязанности, «капитан судна несет уголовную ответственность в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации». Сложно сказать, обязаны ли были капитаны газовозов «Новатэка» помогать «Михаилу Сомову» с юридической точки зрения (насколько все было критично у «Михаила Сомова»?), однако, рискнем предположить, что по большому счету газовозы ледового класса, приспособленные к арктическим условиям, рисковать не сильно. Ученым просто повезло дважды, когда танкеры, по факту, просто прошли мимо, обеспечив проводку на манер ледокола.

Конечно, за проводку атомные ледоколы «Росатома» берут немалые деньги, но понятно, что в данном случае требовать денег с научно-исследовательского судна и его владельцев было бы просто кощунством. Кстати, и сама компания «Новатэк» по этому поводу скромно промолчала – ни на сайте, ни на официальных страницах в соцсетях о происшествии ничего не упоминается. И, полагаем, что это правильно. Не тот повод, чтобы хвастаться.

Объединяй и готовься к зиме

На прошлой неделе министр энергетики РФ Николай Шульгинов посетил Челябинск, где обсудил ряд вопросов с главой региона Алексеем Текслером. В частности, речь шла о подготовке области к зимнему периоду. По словам Алексея Текслера, в Челябинской области нет субъектов энергетики, которые бы имели статус «не готов» - все готовы к прохождению осенне-зимнего периода.

Ранее мы писали, что несмотря на общую положительную оценку УрФО в сентябре, перед осенне-зимним периодом, министр энергетики указывал на «ненадежную работу отдельных территориальных сетевых организаций», а также на «достаточно высокий износ теплосетевой инфраструктуры». В частности, в конце августа по официальным данным профильного министерства в осенне-зимний период 2020-2021 в энергетике УрФО было зарегистрировано 542 аварии, а по отношению к ОЗП 2019-2020 годов аварий стало больше: на 5% в электроэнергетике и на 150% в теплоэнергетике. Но особое внимание еще в сентябре Минэнерго обратило на некоторые компании Челябинской области – по мнению министерства, на отрицательные показатели в электросетевом комплексе повлияли отдельные частные компании.

Видимо поэтому отдельно на встрече Текслера и Шульгинова был поднят вопрос о «необходимость консолидации мелких ТСО муниципального уровня». Как говорится на сайте губернатора Челябинской области, «ежегодно для обеспечения надежного и безопасного электроснабжения потребителей ряд объектов переходит под управление и контроль компании «Россети». Таким образом глава региона убивает двух зайцев: и борется за качество услуг электроснабжения, особенно в зимний период, и косвенно способствует тому, чтобы сетевому монополисту было удобнее и выгоднее работать в регионе. Ну и еще старается проявить рвение перед федеральным начальством.

«Нужно усилить темпы консолидации. Это прямые поручения президента. Я надеюсь, что Челябинская область в лице губернатора, который хорошо понимает проблему, даже станет пилотом, покажет, какими темпами нужно проводить консолидацию», - цитирует правительственный портал Челябинской области Николая Шульгинова. Если к теме подключился сам министр энергетики, значит существование мелких сетевых компаний, еще не присоединившихся к «Россетям» - вопрос ближайшего времени.

Главное, политический этикет соблюсти

Недавно в Telegram-каналах был опубликован документ под любопытным заголовком «Ключевые вопросы субъектов Российской Федерации». В документе не указаны составитель, ответственные лица, однако по форме документа можно предположить, что это рабочая версия очередного «сбора мнений на местах» - то есть опрос региональных руководителей: чего вам для полного счастья (полноценного развития регионов) не хватает? Как выясняется, нефтегазовым регионам УрФО – ХМАО и ЯАНО – очень не хватает льгот для потенциальных инвесторов. Читай – для уже давно работающих на территории округов нефтегазовых компаний.

Например, указывается, что традиционные крупные месторождения на Ямале уже выработаны на 75% и доля добычи газа в «старых» районах (Надымский, Пуровский) сокращается. В качестве решения проблемы в документе предлагается установить налоговые преференции в отношении таких участков. В ХМАО говорят о необходимости создания особой экономической зоны промышленно-производственного типа в районе города Нягань (то есть зоны, где промышленники будут иметь налоговые льготы), а также о совершенствовании механизма заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений. Чьи капиталы хотят защитить, понятно.

Повторимся: нет стопроцентных оснований утверждать, что документ был составлен региональными правительствами указанных субъектов. Хотя, учитывая ряд заявлений и Дмитрия Артюхова, и Натальи Комаровой, которые с завидной регулярностью пытаются выбить у федеральных властей дополнительные льготы для компаний ТЭК, было бы странно предположить, что авторство документа принадлежит кому-то еще. Видимо, главам регионов уже давно непрозрачно намекнули о необходимости быть более активным в плане сотрудничества, которое подразумевает не только перерезание ленточек и получение налогов от нефтегаза. Думается, что федеральное правительство тоже прекрасно понимает, что старые месторождения нефтяникам и газовикам без дополнительных преференций мало интересны. Но политический этикет соблюден – ТЭК сам себе в регионах льготы выбивать не будет. Пусть лучше местные власти красиво расскажут, как это важно для социально-экономического развития округов. 

© Аркадий Янсон