​«Сдерживать цены на бензин и дизтопливо пока не особо получается»

Бензин
Ни для кого не секрет, что изменения в сфере ТЭК в России напрямую влияют на качество жизни населения. Россия, как «нефтяная держава», зависит от изменения конъюнктуры на мировых рынках, да и зависимость нефти от доллара ощущается внутри страны. Основные «поставщики» «черного золота» и газа, как известно, – Ямал и Югра. УралПолит.Ru в еженедельной рубрике «Обзор ТЭК» вместе с нашим обозревателем Александром Жезловым, рассказывает читателям о наиболее значимых событиях в этой сфере на минувшей неделе, о том, что это значит и к чему может привести в будущем.
Фото: Евгений Поторочин

Радуйтесь тому, что есть

На прошлой неделе стоимость зимнего дизтоплива обновила исторический максимум. 11 ноября на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже его стоимость составила. 64,8 тыс рублей за тонну. Регионы УрФО (в частности ХМАО и ЯНАО) оказались в «лидерах» розничных цен. Так, на 12 ноября, по данным Центрально-диспетчерского управления ТЭК, средняя розничная цена зимнего «дизеля» в Югре и Ямале превысила 53,25 рублей. В Тюменской области цена за литр начинается от 52,75 рублей, а в Свердловской и Курганской областях – от 51,5 рублей. Самая низкая цена на зимнее топливо на АЗС Челябинской области –его стоимость начинается от 50,5 рублей. В целом по стране с начала октября цена на зимний «дизель» выросла на 16%.

Отметим, что по данным Центробанка, инфляция в УрФО в сентябре (данных за октябрь пока нет) выросла на 0,72 процентных пункта до 6,21%, что, конечно, ниже, чем в целом по России (7,40%), но вряд ли утешит автовладельцев и транспортные компании – «дизельная» инфляция более чем в два раза превысила общие темпы роста. В Минэнерго РФ поспешили объяснить рост цен высоким спросом на топливо среди трейдеров, а также дорогой нефтью и нефтепродуктами в мире. «Спрос на топливо в России среди автовладельцев удовлетворяется», - цитирует профильное министерство РИА Новости. Пока не поспоришь – действительно удовлетворяется. Напомним только, что с 2019 года в стране действует демпферный механизм, направленный на сдерживание цен на бензин и дизельное топливо, когда при низких экспортных ценах на нефть марки Urals стоимость топлива на внутреннем рынке в рублях позволяет нефтяникам получать сверхприбыль, частью которой они делятся с бюджетом, а если экспортные цены на нефть высокие, государство доплачивает нефтяным компаниям, чтобы они не повышали цены на бензин и дизтопливо на внутреннем рынке.

С одной стороны, видно, что сдерживать не особо получается. С другой – в интервью изданию «Коммерсантъ» глава Минэнерго Николай Шульгинов заявил, что «демпферный механизм, который российские власти используют для корректировок цен на топливо внутри страны, показывает свою эффективность и не дает бензину чрезмерно дорожать». Логика простая: «Топливо могло стоить еще больше, так что радуйтесь тому, что есть». А существенный рост цен на «дизель» не сулит ничего кроме очередного повышения цен, логистическая составляющая станет дороже и бизнес как обычно, будет компенсировать свои издержки за счет конечного потребителя.

Удивительный рост

В конце прошлой недели обыкновенный акции «Сургутнефтегаза» выросли на 45% за два дня. Такой впечатляющий рост выглядит весьма странно, учитывая, что никаких заявлений, способных повлиять на повышение стоимости ценных бумаг сургутских нефтяников, не было. Более того, аналитики всегда подчеркивали, что «Сургутнефтегаз» никогда особо не интересовал уровень котировок, а компании присутствовала на бирже, скорее, формально.

Кому и почему это может быть выгодно – непонятно, поскольку истинных акционеров компании до сих пор никто не знает. Некоторые СМИ уже строят различные догадки на эту тему. Рост акций «самой закрытой нефтяной компании» связывают с несколькими возможными сценариями, подразумевающими спекулятивный рост, новую дивидендную политику (опять же – для кого?) и обратный выкуп акций самой компанией. Но, конечно, наиболее яркие версии – это смена структуры акционеров и руководства, а также поглощение «Сургутнефтегазом» компании ЛУКОЙЛ. Пока это только ничем не подтвержденные слухи, однако было бы очень любопытно посмотреть на то, как империя Богданова «подомнет» под себя крупнейшую частную нефтегазовую компанию Аликперова. Или на то, как сам Богданов наконец-то покинет свой пост. Пока и первое, и второе – из области научной фантастики. В пресс-службе «Сургутнефтегаза», разумеется, ничего не комментируют.

Рядовые работники предприятия пока тоже теряются в догадках. Но, что характерно, в неофициальных беседах отмечают – в последнее время работы прибавилось, многие отделы начали набирать еще больше проектов. Может быть, таким нехитрым образом хотят повысить стоимость компании, но снова непонятно, с какой целью. Обязательно будем следить за развитием событий.

Мечты начали сбываться на 15% больше

«Газпром» на 15% увеличил зарплату руководителей, специалистов и служащих своих дочерних компаний. Об этом в конце недели написала корпоративная газета «Газпром трансгаз Сургут».

«Индексация заработной платы в компании производится ежегодно. Но такое заметное повышение тарифных ставок случилось в последний раз в 2019 году - тогда 15-процентную прибавку к зарплате получил только рабочий персонал компании», - говорится в издании.

Что ж, могут себе позволить. На фоне существенного увеличения объема поставок газа за границу только за первое полугодие 2021 года прибыль «Газпрома» года выросла в 22 раза по сравнению с аналогичным периодом «ковидного» 2020 года и составила оставила 995,5 млрд рублей. На фоне «газового ралли» в августе и сентябре, по итогам года в «Газпроме» рассчитывают на рекордную чистую прибыль. Думаем, что не зря рассчитывают.

Учитывая, что большинство «дочек» компании в УрФО находятся в ХМАО и ЯНАО, и без того высокие северные зарплаты газпромовцев станут еще больше. Конечно, согласно данным hh.ru, средняя зарплата специалиста в Югре составляет 54,8 тыс рублей, а на Ямале – 71,6 тыс рублей, что уже является пределом мечтаний для жителей, например, Курганской области. Но понятно, что hh.ru мерит «среднюю температуру по больнице». Зарплата специалиста, работающего в Новому Уренгое, вполне может достигать и 100 тыс рублей. Так что повышение существенное и это ничего кроме зависти у «негазпромовцев» не вызывает. Интересно другое – если в следующем году рыночная конъюнктура будет крайне неблагоприятной (как, скажем, в 2020), сложно ли газовому гиганту будет удержать уровень зарплат? По данным компании, на конец прошлого года расходы на оплату труда составляли 807,8 млрд рублей, так что затраты существенные. 

© Аркадий Янсон