Пятое место: Тюменская «матрешка» начала оплачивать электричество курганцам
В этом году Тюменскую «матрешку» и Курганскую области объединили в одну энергозону. Еще в 2020 году с данной инициативой выступал вице-премьер Юрий Борисов, хотя изначально инициатива шла, разумеется, «снизу». В основном – от представителей Кургана, но другие губернаторы УрФО по-соседски поддержали. В итоге власти Курганской области заявляли о снижении конечной цены на электроэнергию для предприятий и юридических лиц до 13%. В то же время власти Тюменской области успокаивали потребителей, что конкретно эта мера (конечно, помимо инфляции и ежегодного повышения тарифов) добавит жителям «матрешки» «всего 1%».
Мы уже писали, что вдобавок к перекрестному субсидированию добавилась и «перекрестка» по территориальному признаку. Согласно изначальному замыслу, такой ход задумывался как поддержка экономически-депрессивного региона, а также привлечение на территорию Кургана энергоемких производителей. Проще говоря – богатые соседи должны за свой счет помочь соседу менее успешному. Но до сих пор все это больше напоминает политическое, а не экономическое решение. Еще раз напомним, что в энергетике уже есть показательный опыт федерального масштаба – не первый год все потребители России оплачивают низкие тарифы на электроэнергию на Дальнем Востоке. Изначально также планировалось, что это повысит инвестиционную привлекательность территории, однако очереди из инвесторов в ДФО не видно. Рискнем предположить, что помимо заниженных тарифов потенциальным инвесторам еще нужны: квалифицированные молодые кадры, относительно развитые логистика и инфраструктура, а также крупные рынки сбыта. И все это, к сожалению, не про Курган. Итого – инвесторы не бегут наперегонки в Курганскую область, а часть затрат на электроэнергию продолжают оплачивать соседи из «тюменской «матрешки».
Четвертое место: Храмам скинули цену на газ на 20%
В уходящем году постановлением Правительства РФ религиозные организации были отнесены к категории потребителей газа «население». Церкви, храмы и монастыри, зачастую являясь юридическими лицами, смогут платить за газ на 20% меньше. Статистики по потреблению газа религиозными организациями нет (и к концу года таких цифр тоже не появилось), да и не во всех храмах и монастырях электро- и теплоснабжение осуществляется исключительно за счет «голубого топлива». Но, как мы писали, религиозным организациям не чужд хозяйственный подход, а обсуждения на тему «энергоснабжение храмов» последние годы не редкость. «Подскажите, где расположить котельную для церковно-причтового дома с помещениями воскресной школы. Планируется установка двух котлов по 100 кВт. В разделе АР (архитектура) котельную указали на 1 этаже под помещением учительской и смежно с крестильным залом», – пишет один из пользователей профильного форума, посвященного проектированию и монтажу в сфере газоснабжения. Люди в теме.
Согласно данным Росстата, только Русская православная церковь в 2010 году имела 12,9 тыс. зарегистрированную организацию, а на конец 2019 года их количество превышало 18,5 тыс. (храмы, церкви, монастыри, школы и т.д.). В настоящее время, по данным регионального правительства, только в Свердловской области действует более 800 религиозных организаций, из которых 580 относятся к РПЦ. И если значительная часть из них будет пользоваться газом по льготной цене, то поставщик топлива на внутреннем рынке (в основном речь, конечно, о «Газпроме») явно захочет возместить недополученные доходы. За счет населения это сделать вряд ли удастся из-за жесткого тарифного регулирования, а вот промышленным потребителям тариф могут и поднять. Как следствие – пусть и небольшой, но рост себестоимости производства продукции, что будет являться обоснованным поводом для поднятия цен.
Третье место: СИБУР заявил о выпуске одежды из пластика
В конце лета СИБУР объявил о коллаборации с российским брендом одежды WOS – речь шла о производстве высокотехнологичной коллекции одежды. «Благодаря экспертизе «Сибура» в области экономики замкнутого цикла впервые в люксовом сегменте одежды будут использованы ткани с добавлением переработанного пластика, не уступающие по свойствам и тактильным ощущениям традиционным тканям», – сообщалось в официальном пресс-релизе. Естественно, что представители компании связывали это с «трендом на повышение экологичности процессов и материалов». В свою очередь дизайнер и основатель бренда WOS Андрей Артемов, подчеркивал, что «коллаборация поможет многим людям узнать о том, что фешн-индустрия может и должна быть экологична, а использованный пластик – это не мусор, а ценное сырье».
В конце октября коллекция, состоящая из футболки, спортивного костюма, плаща-дождевика и кепки, действительно поступила в продажу. Планировалось, что вещи выпустят ограниченным тиражом, однако до сих пор на официальном сайте такой интересной коллаборации СИБУРа и WOS предлагают купить «полупластиковые» (или полностью «пластиковые») вещи. То ли дополнительный тираж выпустили, то ли спросом не пользуются. Ценник тоже любопытный, хотя, вполне сравним с качественной брендовой одеждой. Например, кепка (100% переработанный полиэстер) – 5 600 рублей, худи (71% переработанный хлопок, 29% переработанный полиэстер) – 18 000 рублей, плащ (тоже 100% переработанный полиэстер) – 26 920 рублей. Налетай.
Второе место: Моор предположил, что за тюменский лес области будут доплачивать
В рамках традиционного Тюменского нефтегазового форума, прошедшего в сентябре, глава региона Александр Моор решил встроиться в мировую «низкоуглеродную» повестку, обозначив, что «Тюменская область, не большие эксперты в вопросах декарбонизации, мы пытаемся разобраться, но вызов для нас понятен». Далее глава регион озвучил следующее – в рамках ранее заключенного соглашения с компанией «ГринЭко Инвест» реализовывается проект, который направлен на внедрение лучших мировых (!) практик по управлению лесным фондом. Александр Моор пояснил, что на территории Тюменской области достаточно большой лесной фонд, коммерческая вырубка не ведется, но у тюменских лесов есть большой потенциал в плане поглощения CO2. «Гипотеза следующая: наш лес, возможно, будет приносить экономическую выгоду, сопоставимую с выгодой от вовлечения в экономический оборот лесного фонда», – заявил глава региона.
Как мы писали, господин Моор, скорее всего, подсмотрел идею летом на Петербургском международном экономическом форуме, когда некоторые высокопоставленные чиновники, говоря о поглотительной способности российских лесов в контексте всемирного тренда на декарбонизацию, озвучивали мысль о том, что «на мировых рынках углеродных квот мы имеем шансы ежегодно получать до 50 млрд долларов». Мы просто еще раз напомним, что европейцы до сих пор не признают наших оценок объёмов поглощения углерода русскими экосистемами. Причины просты: отсутствие системных санитарных рубок (уничтожение гниющих деревьев) и ежегодные пожары делают леса не поглотителем, а производителем СО2. По заявлению самого главы Тюменской области те же природные пожары в 2021 году «оказались рекордными за последние десять лет». На фоне этого заявления о капитализации поглощающих способностей лесов Тюмени пока выглядят как-то неубедительно. Если на уровне страны торговать поглотительными способностями лесов еще ни у кого не получается, не совсем понятно, на что рассчитывал Александр Моор.
Первое место: «Газпром» заявил о планах построить газохранилища в Курганской области
По решению редакции лидером хит-парада становится «Газпром» с заявлением о планах по строительству подземных хранилищ газа (ПХГ) в регионах, в частности – в Курганской области. Предполагаемые сроки начала строительства – 2024 год. Главы ООО «Газпром ПХГ» Игорь Сафонов, который озвучил данную инициативу, объем инвестиций, сроки окупаемости, и целесообразность строительства ПХГ в Курганской области не уточнил.
Понятно, что строительство ПХГ обусловлено, прежде всего, якорными потребителями. И совершенно естественно, когда хранилища создаются и используются около мегаполисов и промышленных центров (например, в Московской или Саратовской областях). Но не понятно, кто станет потребителем больших объемов газа в Курганской области. Мы предполагали, два варианта и оба, скорее, шуточные... Первый вариант связан с каким-то невероятным инсайдом «Газпрома», согласно которому уже через два года промышленность и сельское хозяйство Курганской области продемонстрируют колоссальный рост (может быть, объединение в одну энергозону с Тюменской областью тут поможет?). Второй вариант – «Газпром» устал от постоянных разговоров о газификации Курганской области, которая вечно натыкается на объективные и субъективные препятствия, и компания просто сделала громкое заявление. Пока ни первый, ни второй, ни какой-либо другой вариант подтвердить не удалось. Также, как и не удалось понять, что задумал «Газпром», заявляя о таком, мягко говоря, неоднозначном проекте. Кто знает, может в новом году какие-то факты подтвердят целесообразность планов компании.
© Аркадий Янсон