​«Средняя зарплата по «Новатэку» оказалась выше, потому что в этом году топ-менеджмент получил больше денег»

Деньги
Ни для кого не секрет, что изменения в сфере ТЭК в России напрямую влияют на качество жизни населения. Россия, как «нефтяная держава», зависит от изменения конъюнктуры на мировых рынках, да и зависимость нефти от доллара ощущается внутри страны. Основные «поставщики» «черного золота» и газа, как известно, – Ямал и Югра. УралПолит.Ru в еженедельной рубрике «Обзор ТЭК» вместе с нашим обозревателем Александром Жезловым, рассказывает читателям о наиболее значимых событиях в этой сфере на минувшей неделе, о том, что это значит и к чему может привести в будущем.
Фото: pxfuel.com

Зарплаты «повысили» за счет топ-менеджмента

Согласно данным агентства «Национальные кредитные рейтинги» «Новатэк» занял первое место по уровню среднемесячной зарплаты за 2020 год (261,2 тыс. руб.). Далее идут «Совкомфлот» (254,4 тыс. руб.) и «Полюс» (239,9 тыс. руб.), Независимая нефтегазовая компания (230 тыс. руб.). Также в топ рейтинга попали «Арктикгаз» (совместное предприятие «Новатэка» и «Газпром нефти»), «Зарубежнефть» и «Сибур».

Понятно, что средняя заработная плата по предприятию считается по принципу «средняя температура по больнице, включая морг». Но если посмотреть внимательнее можно понять, что для рядовых среднестатистических сотрудников это роли не играет. Согласно исследованиям Росстата, за первое полугодие 2021 года среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников ТЭК (а именно – сотрудников нефтегазовых предприятий) составила около 150 тыс. руб.

Если говорить о конкретных вакансиях, то судя по данным портала hh.ru, инженеру в нефтегазовых компаниях на Ямале предлагают от 100 до 140 тыс. руб., а машинистам вездеходов, кранов и прочей техники от 100 до 150 тыс. руб. в месяц. При этом речь идет как о вакансиях крупных компаний («Газпром», «Газпром нефть», тот же «Новатэк»), так и о подрядных организациях. Работа на Севере, безусловно, сложная, но и зарплаты, как видно, не маленькие, причем не только в компании Михельсона.

Видимо, средняя зарплата по «Новатэку» оказалась выше, чем у коллег просто потому, что в этом году топ-менеджмент компании получил больше денег. Как мы писали ранее, за 9 месяцев текущего года, из которого следует, что прибыль, относящаяся к акционерам ПАО «Новатэк», по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, выросла более чем в 10 раз - с 24 до 277,3 млрд руб. По итогам 2021 года компания также ожидает существенного роста прибыли. Но вряд ли это существенно отразиться на рядовых сотрудниках. Хотя, может новогоднюю премию и выпишут.

Долгий северный широтный путь

Уральский полпред Владимир Якушев назвал условия выделения инфраструктурного кредита на проект Северного широтного хода (СШХ). В частности, полпред напомнил, что проект одобрен (в очередной раз), а также уточнил: «Там есть некая оговорка – должна быть сложена вся схема, потому что там много игроков. Это и РЖД, и «Газпром», и сам автономный округ. Окончательно вопрос будет решен, когда эти вопросы будут сняты».

Если перевести на человеческий язык, то деньги из федерального бюджета будут выделены, когда другие крупные потенциальные участники проекта тоже подтвердят свои намерения деньгами. РЖД должно заручиться планами «Газпрома» по добыче и транспортировке (по СШХ, чтобы он окупился, нужно что-то возить), а «Газпром» должен подтвердить свою заинтересованность в новой транспортной магистрали. Но пока не видно, чтобы «Газпром» или РЖД заявляли о существенных корректировках в своих инвестиционных программах, касающихся строительства СШХ.

Напомним, что еще семь лет назад рисовались красивые схемы, согласно которым крупные компании и округ должны были в рамках концессии взять на себя строительство определенных участков СШХ. Также напомним, что еще тогда проект вызывал много вопросов, таких как: падающая добыча на месторождениях в районе СШХ, сроки окупаемости магистрали и, соответственно, целесообразность СШХ как такового при уже действующих (пусть и не всегда удобных) логистических схемах. Поэтому дальше схем дело пока не зашло.

Ранее, как мы уже писали, правительство Ямала подало заявку на получение инфраструктурного кредита для строительства СШХ, а именно – моста через Обь. Запрашиваемая сумма составила 50 млрд руб. И снова всем понятно, что сам мост не имеет никакого смысла без железной дороги. А вот захотят ли в РЖД и «Газпроме» давать денег на такой спорный проект, окупаемость которого до сих пор находится под большим вопросом? Думается, что вряд ли. В последние годы все разговоры о СШХ сводятся к очередным согласованиям и переносам сроков. Как говорилось в одной известной притче: «Через 20 лет умру либо я, либо падишах, либо осел».

Сельский газ

На итоговом заседании совета глав губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов пригрозил руководителям муниципалитетов жесткими санкциями (видимо, вплоть до увольнения) за срыв сроков по программе газификации. «Учитывая, что это президентское поручение, и неоднократно, по-моему, в третий раз, мы это на совете глав обсуждаем. Это абсолютно выполнимое поручение. Все чисто в ваших руках. Мы эту задачу должны решить лучше всех в стране. Кто мне это завалит, будут самые серьезные последствия, я думаю, понятно до каких», - цитирует главу региона телеграм-канал Пул 89.

Есть все основания полагать, что большинство глав с задачей все-таки справятся, однако сама программа газификации Ямала сегодня выглядит достаточно любопытно. Согласно Комплексной региональной программе газификации ЖКХ, промышленных и иных организаций на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2020 - 2024 годы внутреннее потребление газа должно расти каждый год на 89,7 млн кубометров, а уровень газификации населения – составить 36,08%, учитывая существующие газифицированные частные домовладения и многоквартирные дома. Немного странный уровень газификации населения для главного «газового» региона.

Общий объем финансирования программы газификации составляет 3 млрд. руб., однако финансирование из федерального бюджета не предусмотрено. В Кремле, скорее всего, резонно заметили, что регион сам в состоянии оплатить программу. Подразумевается, что округ вложит в газификацию 628 млн руб., организации – муниципалитеты – 497,6 млн руб., а организаций (речь пока о прогнозных объемах, что важно – на условиях софинансирования) – 979,8 млн руб. По прогнозам также предполагается участие внебюджетных источников (каких – пока непонятно). Они, согласно расчетам в программе, должны дать 398,2 млн руб.

В разделе «целевые показатели» сказано, что к 2024 году предполагается газифицировать 1 тыс. 294 потребителя – имеются в виду квартиры и домовладения. Правда в программе не указан процент квартир и домовладений, подлежащих газификации, но, судя по географии проектов, газ будут подводить к небольшим поселкам, а также к частному сектору, что явно не будет способствовать быстрой окупаемости. На перевод котельных на газ до 2024 год всего планируется выделить 314 млн руб., правда, за счет организаций, но, скорее всего – организаций бюджетных.

Интересно здесь то, что Ямал – главный газовый регион страны, округ с большими запасами «голубого топлива» и наличием огромное сети газопроводов различного «калибра» - далеко не всегда использует газ в многоквартирных домах. Конечно, большинство многоквартирников Нового Уренгоя или Надыма оборудованы газовыми плитами (хотя, это, скорее, заслуга еще советских руководителей). Но вот с газоснабжением многоквартирных домов в капитальном исполнении других крупных городов – Ноябрьска и Салехарда – почему-то не очень хорошо. Там предпочитают электричество. Сейчас сложно сказать, по какой причине эти крупные города отказались от более выгодного газа, но пока региональная программа газификации выглядит как абсолютно социальная, не окупаемая история. Прежде всего потому, что цена газа для частных домохозяйств, абсолютно нерентабельна для «Газпрома». Но губернатор Ямала экономическую составляющую в данном случае считать явно не будет – политические очки важнее.

© Аркадий Янсон