О нюансах приватизации городского имущества Урая – в материале УралПолит.Ru.
История с продажей акций муниципального актива в Урае может получить продолжение. Осенью городские чиновники провели аукцион, о котором не были уведомлены даже представители местного депкорпуса, и имущество предприятия «Дорожник» неожиданно перешло в руки частной компании, которую ряд собеседников издания считает «близкой руководству вотчины «ЛУКОЙЛа». Длительная проверка регионального УФАС нарушений не выявила, при этом по неизвестным причинам ведомство не обратило внимания на ряд обстоятельств, сопутствовавших торгам. Теперь оценить сделку предстоит прокурорам. О нюансах приватизации городского имущества Урая – в материале УралПолит.Ru.
Управление ФАС по ХМАО-Югре проинформировало издание о результатах проверки аукциона, организованного администрацией Урая. Лотом на торгах выступили 10 592 247 акций муниципального предприятия «Дорожник», ранее считавшегося ключевым транспортным активом мэрии. Примечательно, что для оценки легитимности процедуры антимонопольщикам потребовалось несколько месяцев.
Напомним, осенью 2020 года представители городской администрации со второго раза, причем без особой огласки, провели торги. Условия, как отмечали собеседники издания в местном политбомонде, оказались весьма лояльными.
«Начальная цена: 9 321 177 рублей 36 копеек. Величина снижения («шаг понижения») 10% от начальной цены: 932 117 рублей 73 копейки. Величина повышения («шаг аукциона») 50% «шага понижения»: 466 058 рублей 86 копеек. Минимальная цена предложения, по которой может быть продано муниципальное имущество («цена отсечения»): 4 660 588 (четыре миллиона шестьсот шестьдесят тысяч пятьсот восемьдесят восемь) рублей 68 копеек», – указывали организаторы.
При этом по словам наблюдателей, АО «Дорожник» еще несколько лет назад считался ключевым активом мэрии. Ему принадлежит обширная территория в черте города с офисными и производственными помещениями, гаражами и иной инфраструктурой. Это имущество можно было бы использовать в различных целях, но, в любом случае, цена его, по мнению источников агентства, «никак не меньше десятков миллионов рублей». Примечательно, что перед торгами оценку проводил привлеченный управленцами некий «независимый эксперт», и в итоге стоимость имущества упала до возможных 4,6 млн, по которой оно и было реализовано.
Местные депутаты в беседах с УралПолит.Ru отмечали, что цель приватизации – пополнение городского бюджета, и также высказывали сомнения в «кристальной чистоте» сделки. Тем более что в октябрьском аукционе приняли участие две компании, вполне вероятно, аффилированные друг с другом.
Победитель – строительная компания «Ной» – принадлежит местному предпринимателю Мартину Амбарцумяну. Фирма является постоянным подрядчиком администрации. Располагается это предприятие в Урае по адресу: улица Сибирская, дом 2, офис 2. Любопытно, что конкурентом «Ноя» на торгах выступила компания «Тиа-Строй». Основана она в 2017 года, и возглавляет ее некая Ирина Тамшова. Ранее она фигурировала в качестве одного из учредителей ныне не существующего потребкооператива «Вклад», наряду с владельцем «Ноя» Мартином Амбарцумяном. К слову, «Тиа-Строй» базируется по аналогичному адресу, только в офисе №3.
На торгах фирмы выступили единым фронтом, но вероятная аффилированность по каким-то причинам внимание УФАС не привлекла, хотя издание обращало внимание ведомства на это обстоятельство. Сомнительная оценка активов мэрии, отданных приватизаторам, также не вызвала сомнений у антимонопольщиков.
В своем ответе на запрос издания управление проинформировало, что информация о проведении аукциона размещалась на официальном сайте torgi.gov.ru 10 августа и 11 сентября 2020 года, то есть, с соблюдением установленных сроков. Соответствующую информацию в ведомство представили сами чиновники.
«В ходе анализа представленных документов, Ханты-Мансийским УФАС России в действиях администрации города Урай не выявлены процедурные нарушения Закона о приватизации и Положения. На основании изложенного <…> Ханты-Мансийским УФАС России принято решение об отказе в возбуждении дела в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства», – проинформировал агентство врио главы управления Александр Миронов.
При этом представитель ведомства не сообщил, проводился ли анализ стоимости лота, а также возможной аффилированности фирм-участников аукциона.
Стоит отметить, с 28 января текущего года, согласно данным базы «Контур.Фокус», единственным учредителем АО «Дорожник» является ООО «Строительная компания «Ной», а с декабря предприятие в качестве генерального директора возглавляет Мартин Амбарцумян. Новых подрядов по госконтрактам фирма пока не получала.
Между тем, о «белых пятнах» в истории с продажей акций «Дорожника» говорят в коридорах местной думы и администрации. Своими суждениями на условиях анонимности представители депкорпуса и мэрии согласились поделиться с УралПолит.Ru.
«Мы видим, что на протяжении последних лет политика администрации остается неизменной – избавляться от неприбыльных активов, без разницы, есть у них потенциал для восстановления или нет. Предпочитают сбрасывать за бесценок, как тот же «Дорожник», хотя он мог бы приносить доход. Его якобы продали Амбарцумяну с долгами. На обществе поставили крест. Подряды по дорогам давно стали передавать «близким» мэрии компаниям, типа «Нефтедорстроя» депутата Вячеслава Морякова. Объемы стали падать, зарплаты платить нечем, «Дорожник» убивали давно», – говорит источник издания в думе Урая.
По словам депутата, «его и коллег даже не оповестили о намерениях продать акции, по-тихому разместив информацию, чтобы соблюсти формальную процедуру», вероятно, опасаясь неудобных вопросов.
«Когда в прошлом году приезжала губернатор Наталья Комарова, проблему поднимали работники «Дорожника». Мэр Тимур Закирзянов сказал, что без работы никто не останется. То есть уже тогда дали понять, что контора обречена. Как будет с работниками сейчас, не знаю, но Мартин Амбарцумян дорогами точно заниматься не будет. Это не его поляна. Предположу, что будет использовать базу для нужд своего «Ноя». Тем более она совсем рядом. Поэтому и купил. Эти несколько миллионов для него копейки. Ему только за реконструкцию школы в прошлом году заплатили больше сотни миллионов», – рассуждают в депкорусе.
Стоит отметить, в самой мэрии также далеко не все разделяют позицию руководства города по продаже акций. Высказывают управленцы и сомнения в чистоте проведенной операции.
«Насколько известно, до того как Амбарцумян стал директором в «Дорожнике», этот пост предлагали другим людям. Но выяснилось, что уборка межквартальных проездов – всего полтора километра. Это смешно. В городе их 42 километра. Если уж работать, то нужно кратно увеличивать содержание предприятия. В итоге люди отказались. Сейчас, кстати, жители уже начинают возмущаться уборкой улиц города от снега. Видимо, тут Морякову нужно задавать вопросы. А когда «Дорожник» продавали, депутаты верно ставили вопросы на отчете комитета по финансам – как получилось, что его продали по такой цене. Им ответили, что процедура не нарушена. За идиотов принимают, что ли? Процедура и цена, а также значимость предприятия для города, которую не обсудили, это разные вещи», – рассказывает управленец.
По версии собеседника издания, стоимость площадки в несколько гектаров со всеми сооружениями – подъемными механизмами и боксами в капитальном исполнении – наверняка должна была заинтересовать представителей УФАС. Равно должна была вызвать интерес ведомства и персона оценщика имущества. Чиновник предполагает, что цена фактически перешедшего в частные руки актива «могла достигать десятков миллионов рублей, возможно, 70». Есть у собеседника издания и собственное мнение, что ждет площадку в будущем.
«Компания Мартина Амбарцумяна, по некоторым данным, планировала побороться за подряд по строительству стационара в Урае. Именно с этой перспективой ему могли помочь с победой на конкурсе, чтобы у «Ноя» была хорошая обширная база с инфраструктурой под материалы и технику. И вроде бы Амбарцумян согласился. Но в итоге обстоятельства резко поменялись. «Ной» даже близко к торгам не подошел. Выиграла аукцион компания из Екатеринбурга – «Регионспецстрой». Там победитель предложил цену более 1,3 миллиарда. Я не исключаю, что Амбарцумян теперь заключит с уральцами договор аренды, в накладе не останется. Но он бизнесмен, им движет стремление к выгоде, а вопросы здесь к мэру и его окружению», – полагает источник издания.
Со своей стороны, агентство подготовило обращение в прокуратуру ХМАО-Югры с просьбой организовать проверку и оценить не только соблюдение самой процедуры торгов по продаже акций АО «Дорожник», но и стоимости оцененного имущества, а также правомерность участия в аукционе двух, вероятно, аффилированных компаний. Кроме того, издание попросило ведомство изучить вопрос, по каким причинам тема продажи актива осталась без обсуждений на заседаниях думы Урая.
УралПолит.Ru продолжит следить за развитием событий.
Автор: Александр Филиппов
© Аркадий Янсон
Читайте еще материалы по этой теме:
-
«Чужие здесь не ходят». Что происходит с независимым нефтесервисом Югры и Ямала
-
«Каждый год по-своему сложный». Глава Сургутского района подвел итоги уходящего года
-
Дефицит бюджета Югры на этот год сократился почти на 20 миллиардов
-
«Мы, конечно, согласны, потенциал большой, но денег лучше выделить…»
-
Потери обрабатывающего производства Югры из-за пандемии COVID-19 превысят 145 миллиардов
-
«Многие до сих пор думают, что метод Шарикова будет работать, хотя эффектов не было никогда»
-
В Югре увеличили прожиточный минимум на 25 рублей
Вы можете поделиться новостью в соцсетях