«Не экономический ренессанс, а ликвидация «феодализма». Что стало с амбициозным проектом югорских властей по созданию агломераций

Наталья Комарова Фото: Евгений Поторочин

О причинах, сорвавших планы губернатора, плюсах и минусах объединения территорий, и возможных механизмах реализации этого проекта – в материале УралПолит.Ru.

Власти Югры, по всей вероятности, планируют вернуться к идее создания восьми крупных межмуниципальных агломераций. Впервые тема создания таких объединений прозвучала еще в 2017 году во время ноябрьской пресс-конференции губернатора Натальи Комаровой, а затем нашла отражение и в Стратегии социально-экономического развития Югры до 2030 года. При этом глава региона предполагала, что процесс создания агломераций можно будет довести до логического завершения уже к 2020 году. О причинах, сорвавших планы губернатора, плюсах и минусах объединения территорий, и возможных механизмах реализации этого проекта – в материале УралПолит.Ru.

Проект создания агломераций на территории Югры на текущий момент выглядит труднореализуемым в краткосрочной перспективе. Фактически из повестки дня он не исчез только в Нижневартовске. Тем не менее, от своих планов в правительстве ХМАО, похоже отказываться не собираются.

Отчасти появление проекта объединения 22 муниципалитетов в восемь крупных агломераций можно объяснить стремлением Натальи Комаровой окончательно ликвидировать «пережитки феодализма», остающиеся в Югре еще едва ли не с советских времен. Не секрет, что в округе существует как минимум два крупных центра влияния, помимо административного. Это экономическая столица автономии Сургут и восточный Нижневартовск со своими устоявшимися элитами, традициями и политическим этикетом. И с ними региональным властям волей-неволей приходится считаться. При этом к Сургуту и Нижневартовску, и, в меньшей степени, Нефтеюганску тяготеют менее крупные населенные пункты. В этих случаях, по мнению урбанистов, действительно можно говорить о естественном пути создания агломераций.

Однако в 2017 году появилась идея ускорения этих тенденций. В ходе общения с представителями медиа Наталья Комарова заявила, что создание агломераций «задаст возможности для консолидации и потенциала», не раскрыв, впрочем, никаких подробностей работы, которая, по ее словам, «ведется».

«Одно дело, когда это только Нягань, другое, когда потенциал Нягани соединяется с потенциалом Октябрьского района, еще каких-то муниципалитетов. Или, представьте себе, потенциал Сургута и Сургутского района. Это же уже просто так – мама не горюй. А при таком подходе, когда всем это понятно, и каждый шаг точно нивелируется и распространяется на каждого человека, чтобы независимо от того, в Сургуте он живет, или в Белом Яру, Солнечном, все понимали, о чем идет речь», – несколько туманно обозначила цели и перспективы губернатор. 

Одновременно Наталья Комарова подчеркнула, что речь не идет об объединении муниципалитетов, а лишь их ресурсного потенциала, а также пообещала «начиная с этого дня, развивать тему и подготавливать друг друга к такому решению».

Пока, впрочем, сколько-нибудь «развивают и подготавливают друг друга» только управленцы Нижневартовска. Примечательно, что в этом случае агломерация может даже выйти за пределы Югры, так как к городу с почти 300-тысячным населением исторически тяготеет и находящийся на самом западе Томской области Стрежевой. Кроме того, в условную территорию с объединенным потенциалом, очевидно, войдут один из форпостов «ЛУКОЙЛа» Лангепас и Мегион с поселком-спутником Высоким, а также такие населенные пункты как Излучинск, Вата и Зайцева Речка.

Более того, власти Нижневартовска даже заказали у омского института территориального планирования «Град» концепцию объединения.

«Основной целью разработки «Концепции Нижневартовской агломерации» является выработка механизма межмуниципального и межрегионального сотрудничества с целью реализации совместных социально значимых проектов для повышения качества жизни населения агломерации», – объясняют населению ее авторы.

Исходя из содержания объемного документа, обильно сопровождаемого инфографикой и схемами, авторы рассчитывают в случае реализации проекта получить экономический эффект для консолидированного бюджета на уровне 10%, значительное сокращение времени перемещения между населенными пунктами, а также импульс для жилищного и социального строительства. Наиболее важные новые объекты, по определению, планируется размещать в столице агломерации, а для жителей сателлитов организовать максимально удобный трафик.

Отметим, кроме Нижневартовской, согласно Стратегии-2030, в округе должны появиться еще семь подобных объединений. Так, предполагается создание агломераций Сургут – Нефтеюганск, Большой Ханты-Мансийск (город и район), Югорск – Советский, Покачи – Когалым, Нягань – Приобье, Урай – Междуреченск и Березово – Игрим. Даже на беглый взгляд, выглядят они крайне неоднородно. К примеру, в одну из них, Сургут – Нефтеюганск, объединены два «самодостаточных» города с собственными элитами и устоявшейся политической сценой, что изначально закладывает «бомбу» под это объединение. С другой, стороны, в одной «упряжке» оказались два крайне депрессивных населенных пункта – Березово и Игрим. Стоит отметить и расстояния между поселениями в том же Ханты-Мансийском районе, в то время как именно повышение транспортной доступности является одним из ключевых моментов в процессе агломерации.

Отметим, что ряд собеседников УралПолит.Ru достаточно скептически относится к идее агломераций. К примеру, представители депкорпуса Югры до сих пор не увидели механизма, по которому власти намерены реализовать процесс, указанный в Стратегии-2030.

«Как я понимаю, основную массу людей беспокоит, что территории начнут раздуваться. Соответственно, будет меньше уделяться поселениям с количеством жителей ниже 20-30 тысяч. При этом, с одной стороны, сегодня население жалуется, что штаты администраций сильно раздуты, вводятся всевозможные департаменты и отделы. Заместителей по пять – шесть человек. И зачастую их работа не видна. В том же Нефтеюганске одного из замов (Сергей Лагойда – прим. ред.) дважды восстанавливали в должности, но он ничего не исполняет, сидит, получает деньги. И если сейчас есть проблемы, то, что будет при агломерациях? В целом, существующая система мне кажется более эффективной», – полагает депутат думы ХМАО Андрей Миляев.

Парламентарий также задается вопросом, как при реформе будет создаваться новая административная и информационная базы, насколько смогут сработаться управленцы из объединяемых территорий. По мнению Андрея Миляева, если сейчас администрация того же Нефтеюганского района контролирует ситуацию в многочисленных поселениях, и достаточно эффективно, то как это будет при создании агломерации, сказать сложно.

«Как я понимаю, если речь идет о создании агломераций, то нужно набирать новые администрации. Зачем их формировать, если у нас есть правительство округа? Там достаточно департаментов. Конечно, если они сами считают свою работу неэффективной, пусть это признают, и тогда будем рассматривать другие варианты», – добавил депутат.

К слову, и среди руководителей большинства муниципалитетов, по всей вероятности, на текущий момент отсутствует детальное понимание предстоящих процессов интеграции. К примеру, еще в 2017 году мэр Нефтеюганска Сергей Дегтярев говорил, что понимает, как должен развиваться возглавляемый им муниципалитет, но не имеет представления, как это должно происходить в связке с еще более самодостаточным Сургутом. По всей вероятности, за три года ничего не изменилось. За исключением Нижневартовска, какие-либо новости о предстоящем объединении в других территориях датируются еще 2017-2018 годами.

«Пока нельзя сказать, что занимаемся этой темой. Остается достаточно много неясных вопросов», – лаконично сообщил глава Белоярского района Сергей Маненков.

Стоит заметить, что этот муниципалитет частично должен войти в будущую агломерацию Березово и Игрима, но в каком статусе – неизвестно. Примечательно также, что на территории депрессивного левобережья Оби именно Белоярский наряду с Югорском считаются относительно благополучными муниципалитетами, и, по логике вещей, должны выступать флагманами запланированного объединения.

К механизму будущей интеграции остаются вопросы и у экономистов. Свой взгляд на планы властей в беседе с УралПолит.Ru изложил аналитик Константин Селянин.

«Есть вопросы по примерно 40 тысячам жителей, живущих в поселениях за пределами агломераций. Но, на мой взгляд, здесь нет критической проблемы. Это не так много, меньше 5%. Управление здесь можно оставить в том виде, какой есть сейчас. Что касается самих агломераций, существуют два аспекта – экономический и административный. С точки зрения экономики, идея агломерации неплоха. Вопрос в том, что нужно детально просчитать возможный эффект. В контексте администрирования возможны два варианта. Один из них – упразднение существующего территориального деления и создание нового. Второй – это нечто вроде создания федеральных округов», – рассуждает эксперт.

По мнению Константина Селянина, именно второй вариант наиболее вероятен, исходя из ранее озвученных властями намерений. Однако в этом случае может появиться дополнительная надстройка, существующая между правительством и муниципалитетами с достаточно размытыми полномочиями.

«Это лишит большую часть смысла создания агломерации, поскольку одна из ее ключевых задач создание более «плоской», горизонтальной системы управления, с меньшим количеством чиновников и более оперативным прохождением решений. Если уж говорить об агломерациях, то нужно ликвидировать существующее административно-территориальное деление и создать новое. Еще одна задача – выстроить систему, отвечающую экономическим целям региона, а не кланов и элит. Здесь много спорных вопросов», – констатирует экономист.

Собеседники издания в политбомонде округа и вовсе намекают, что пока замороженная идея создания восьми агломераций ставит перед собой задачи не экономического ренессанса, а банальной ликвидации «феодализма», традиционно присущего автономии.

«Я не понимаю, как можно объединить, например, Сургут и Нефтеюганск. А агломерация Березово и Игрима, скорее, вызывает усмешку. По всей вероятности, истинная цель – создать систему управления, которая снизит роль влиятельных местных элит, традиционных для того же Сургута или Нижневартовска. Там вообще могут позволить себе кивать в ответ на распоряжения из центра, но делать так, как считают нужным. И думаю, на текущее время реализация этой идеи Натальи Комаровой весьма сомнительна. То, что только в Нижневартовске за три года есть какие-то реальные разработки, это лишний раз подтверждает», – в приватной беседе высказал свое мнение управленец, близкий к правительству региона.

Нет на данный момент понимания о текущих процессах интеграции и в политологическом сообществе региона. По крайней мере, аналитик Александр Лобов в беседе с изданием признался, что давно не слышал о каких-либо мероприятиях окружного уровня, направленных на воплощение планов, заложенных в стратегию развития автономии на период до 2030 года.

«Вы мне напомнили, что такие планы когда-то существовали. Тема была громко анонсирована, и Нижневартовск с районом активно включились в эту работу. Но, как я понимаю, возникли вопросы у глав муниципалитетов, переживающих за потерю своих мест. Предполагали, что в случае объединения районов и городов кто-то потеряет свои должности. Но уже два года об этой теме практически ничего не слышно. На мой взгляд, эта конструкция изначально нижизнеспособна, но у нас Наталья Владимировна всегда пытается испробовать инициативы на подведомственном регионе, но, видимо, что-то пошло не так», – констатирует собеседник издания.

УралПолит.Ru продолжит следить за выполнением планов Стратегии социально-экономического развития Югры.

Автор: Александр Филиппов

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров