​«Ждем новых судов». Как курганские чиновники отстаивает интересы «Чистого города» в пику Дептарифам и Минпромторгу

ТКО Фото: Евгений Поторочин

Департамент природных ресурсов Курганской области продавливает корректировки в территориальную схему по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Примечательно, что инициатива разработчиков встретила серьезную критику со стороны отраслевых специалистов, регионального Дептарифов и даже федерального Минпромторга. Собеседники издания предполагают, что изменения в базовом документе отвечают исключительно интересам регоператора ТКО – компании «Чистый город». Как указывают на рынке, эта фирма давно пользуется лояльностью властей Зауралья, несмотря на многочисленные претензии к ее работе. О новом конфликте, связанном с мусорной реформой в Курганской области – в материале УралПолит.Ru.

>

В ближайшее время в Зауралье должны утвердить новую редакцию территориальной схемы по обращению с твердыми коммунальными отходами. Предполагается, что Депприроды сделает это до конца текущего года. В октябре департамент объявил о старте общественного обсуждения документа. В течение месяца все желающие могли направлять свои замечания и предложения, которые чиновники обещали рассмотреть. В отличие от прошлых лет, когда свои суждения высказывали, главным образом, экологи и представители общественных движений, на этот раз активность проявили коллеги из Дептарифов Курганской области, а также Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Традиционно не остались в стороне от обсуждений и эксперты «Деловой России».

Следует заметить, что предлагаемый для оценок документ подвергся серьезной критике. Так, например, заместитель директора тарифного департамента Ольга Королева обратила внимание разработчиков терсхемы на риски, связанные с расценками на вывоз мусора. Указав на приказ Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 года о методических указаниях по расчету регулируемых тарифов в сфере обращения с ТКО, она отметила, что отходы необходимо разбивать по группам – сортированные, несортированные и крупногабаритные.

«Отсутствие информации в проекте схемы об объемах (массе) крупногабаритных отходов с разбивкой по муниципальным образованиям не позволяет провести обоснованный расчет тарифа, в том числе, расчет затрат на транспортировку ТКО. Предлагаем внести в терсхему соответствующие изменения в разрезе муниципальных образований», – обратилась к коллегам Ольга Королева.

Помимо этого, в Дептарифов отметили, что целевые показатели проекта терсхемы не соответствуют показателям эффективности объектов обработки, обезвреживания и захоронения коммунальных отходов, еще в 2016 году определенных постановлением правительства РФ. Особо представители ведомства затронули тему транспортировки (именно затраты на нее составляют большую часть в тарифе).

«Отсутствие в проекте схемы значений среднего расстояния транспортирования отходов от источника образования или накопления до объекта по обращению без осуществления сортировки или перегрузки, среднего расстояния транспортирования отходов от перегрузки или сортировки до объекта, на котором осуществляется захоронение, не позволяют провести расчеты затрат на транспортировку ТКО», – подчеркнули в тарифном департаменте.

Однако практически все замечания коллег подчиненные главы Депприроды Станислава Носкова отклонили. Лишь предложение по крупногабаритным отходам было принято Депприроды. Чиновники указали, что их доля в Курганской области составляет 5% от общего объема ТКО, и пообещали внести данные в схему. Включать в документ данные, касающиеся транспортировки отходов, разработчики отказались.

Как отмечают отраслевые специалисты, впервые внимание территориальной схеме по обращению с ТКО в Курганской области уделили федеральные ведомства. Свои оценки проекту документа дали в Минпромторге. При этом у экспертов также обнаружились претензии к авторам изменений.

В первую очередь, аналитики обратили внимание на отсутствие ключевой информации об объектах захоронения мусора. Между тем, давно не является секретом, что главный полигон Зауралья – Шуховский – критически переполнен. Еще по состоянию на 1 января 2019 года остаточная вместимость действующих площадок составляла 997,8 тыс. тонн. По прогнозам отраслевиков, при текущей интенсивности заполнения к ноябрю 2022 года регион может накрыть мусорный коллапс.

«Проект территориальной схемы не содержит информации о технологических решениях и данных о производственной мощности на существующих объектах обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов. Также не указаны данные о состоянии объектов размещения отходов, оставшемся сроке службы для мусоросжигательных заводов и мощности (фактической и проектной) для объектов сортировки», – сообщил, оценивая документ, заместитель директора департамента металлургии и материалов Минпромторга РФ Роман Куприн.

Кроме того, представитель федерального ведомства обратил внимание на сложившуюся практику, при которой из крупногабаритного мусора, электронной и бытовой техники извлекается не более 5% ценных компонентов, в результате чего 95% отработанного оборудования оказывается на полигонах.

«Полагаем целесообразным включить в раздел «Места накопления отходов» проекта территориальной схемы создание отдельных от мест накопления ТКО пунктов сбора крупногабаритного мусора, электронной техники и отработанных элементов питания с последующей передачей на утилизацию только специализированным организациям, обеспечивающим глубокую переработку таких отходов, а также максимально возможное извлечение полезных компонентов», – предложили в Минпромторге.

Впрочем, все предложения и замечания федералов в Депприроды Курганской области также отклонили, отметив лишь, что «в будущем будут рассмотрены варианты с внесением отдельных пунктов сбора в последующие редакции терсхемы».

Свой взгляд на проект территориальной схемы в обращении к разработчикам изложили и представители «Деловой России». Эксперты организации высказали около десятка замечаний к базовому документу мусорной реформы в Зауралье. Так, например, аналитики отметили, что в качестве источников образования отходов в схеме указываются населенные пункты.

Между тем, правилами разработки, обсуждения, корректировки и утверждения этих документов, утвержденных постановлением правительства РФ, а также позицией Верховного суда РФ, подчеркивается, что города и поселки не могут рассматриваться как источники образования ТКО, поскольку такой подход не учитывает расположенные в населенных пунктах различные источники образования мусора, влияющие на вид и объемы – жилфонд, магазины, школы, детсады и так далее.

Кроме того, эксперты, среди прочего, обратили внимание, что прогнозные значения целевых показателей по ТКО ограничиваются 2023 годом, в то время как срок действия терсхемы простирается до 31 декабря 2029 года. Также в «Деловой России» указали на расхождения между датами вывода из эксплуатации Шуховского полигона ТКО, намеченной на 2025 год, и вводом в строй новой площадки. При этом до сих пор не определены потенциальные инвесторы, которые проявили бы заинтересованность в ее строительстве. Срок – 2026 год – представляется аналитикам нереальным с учетом временных затрат на подготовку проектной документации, прохождения экспертиз и самого строительства

«Между двумя этими событиями как минимум год. В течение этого времени формально отсутствует объект размещения ТКО для нужд Курганской области, что недопустимо <…> Подобная ситуация неминуемо приведет к коллапсу системы обращения с ТКО», – отмечает председатель регионального отделения «Деловой России» Сергей Доронин.

По мнению представителя организации, в проекте усматриваются возможности для манипулирования данными, влияющими на размер тарифа, и, соответственно, платежи потребителей. В этом Сергей Доронин солидаризируется с управленцами Дептарифов, также отмечавшими отсутствие сведений, касающихся транспортировки мусора.

Наконец, внимание разработчиков обратили и на планируемый двукратный рост тарифа на вывоз ТКО. Начиная с 1 июля 2021 года, он составляет 565,61 рубля за кубометр, или 3640,31 рубля за тонну (без НДС). К 1 июля 2029 года в Курганской области его рассчитывают довести до 928,89 рубля за куб, или 5978,42 рубля за тонну (с НДС).

В этом же ряду и рост нормативов накопления твердых коммунальных отходов, который в Зауралье должен составить от 21 до 23,5%. В столице области, по планам Депприроды, они должны увеличиться с 1,9 кубометра ТКО в год на человека до 2,3, а в других населенных пунктах Зауралья – с 1,7 до 2,1. При этом природоохранная прокуратура еще в сентябре потребовала отменить приказ Депприроды о новых нормативах. Однако протест ведомства чиновники, судя по всему, проигнорируют.

«Постановлением департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области №19-2 от 28.05.2021 года установлен тариф для регионального оператора, выраженный в рублях за тонну и за кубический метр. Эти данные при пересчете платы в год за расчетную единицу каждой категории объектов должны совпадать, так как описывают один и тот же объем услуг, предоставляемый региональным оператором. Однако, если умножить тариф регоператора на размер норматива накопления ТКО в килограммах на одного проживающего для Кургана, то получим 828,17 рублей в год на человека, а если умножить этот же норматив, но в кубических метрах на тариф, то получаем 1300,9 рубля в год. В одном документе расхождение платы для населения Кургана составляет 57%», – указывают эксперты.

Аналогичным образом складывается картина и в других муниципалитетах.

«Очевидно, что данные, приведенные в проекте, не подтверждаются экономическими расчетами и опровергаются математическими методами», – констатируют отраслевые специалисты.

Впрочем, как и следовало ожидать, подавляющее большинство предложений и замечаний чиновники отклонили, отметив лишь, что «данные по срокам ввода и вывода объектов из эксплуатации будут уточнены».

Тем временем, собеседники агентства на рынке полагают, что упорство чиновников Депприроды может быть связано с желанием оказать поддержку коммерсантам из «Чистого города», ежегодно получающим доходы в сотни миллионов рублей. К регоператору ранее неоднократно предъявляли претензии как по качеству работы, так и, например, по проведению электронных аукционов, «заточенных» под аффилированные структуры.

«Радует, что в этом году свои замечания и предложения высказали не только активисты и общественники, но и представители региональных и федеральных ведомств. Тема острая и болезненная. Однако, судя по всему, в Депприроды не опасаются последствий и судебных тяжб, не реагируют на прокурорские протесты. Нельзя исключать, что такая позиция может повлечь за собой новые судебные противостояния. И можно предположить, что она обусловлена «близкими отношениями» подчиненных Вадима Шумкова с коммерсантами из «Чистого города», – констатируют наблюдатели.

УралПолит.Ru продолжит следить за развитием ситуации на мусорном рынке Зауралья.

Автор: Александр Филиппов


Вы можете поделиться новостью в соцсетях или обсудить в комментариях →
Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.