​«Регоператор нажился на 600 миллионов». Как в Зауралье вскрылись махинации на мусорном рынке

Мусор Фото: Елена Мицих

В Курганской области вновь обостряется ситуация вокруг тарифа, в соответствии с которым региональный оператор по обращению с ТКО – компания «Чистый город» – оказывает услуги потребителям. Проверка, проведенная прокуратурой, выявила, что фактическое образование отходов на территории Зауралья не превышает 40% от норматива. Это, в свою очередь, свидетельствует о кратном завышении нормативов накопления ТКО. По мнению участников рынка, и ряда региональных чиновников, знакомых с данными ревизоров, уже в ближайшее время вскрывшаяся ситуация может привести к далеко идущим последствиям как для плательщиков, так и для монополиста мусорного рынка. О финансовых интересах «Чистого города», его кураторов в правительстве Курганской области, и грядущих изменениях тарифной политики – в материале УралПолит.Ru.

Прокуратура Курганской области организовала проверку, результаты которой впоследствии были представлены в региональный департамент государственного регулирования цен и тарифов. Ревизия надзорного ведомства, как рассказали изданию близкие к нему источники, касалась соответствия законодательству действующих нормативов накопления твердых коммунальных отходов. В ходе мероприятий ожидаемо были вскрыты серьезные нарушения, которые участники рынка называют «вероятной аферой». Более того, с ними, судя по всему, вынуждены согласиться и управленцы.

«Основываясь на последних данных прокуратуры, с которыми согласен департамент государственного регулирования цен и тарифов, фактическое образование ТКО в Курганской области составляет 40% от нормативного. Это означает, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов завышены в 2,5 раза. А это в свою очередь значит, что все, кто оплачивал и оплачивает услугу регионального оператора по нормативам, переплатили в том же объеме», – рассказал на анонимных основаниях изданию один из чиновников в правительстве Зауралья, знакомый с результатами работы прокуроров.

По его словам, речь в итоге может идти о сумме порядка 600 млн рублей, в том числе, из бюджетных средств. В Дептарифов, насколько известно, аргументов против итогов ревизии найти не смогли, и выражают готовность пересчитать платежи, начиная с 1 января 2022 года. Однако на повестке дня остается и еще один ключевой вопрос – возможность оспорить установленные нормативы накопления и обязать регионального оператора пересчитать излишне предъявленные суммы платежей. Это, вне всякого сомнения, способно нанести серьезный удар по финансовым интересам как самого монополиста мусорного рынка, так и его вероятных покровителей в правительстве региона, на протяжении длительного времени закрывающих глаза на многочисленные провалы в работе «Чистого города» буквально с первых дней отраслевой реформы.

В ходе проверки, итоги которых чиновникам представили вместе с предписанием и решением ФАС России, вскрылись факты включения в предельный единый тариф регоператора завышенных расходов, исходя из расчетного годового объема ТКО, а также самовольного изменения «Чистым городом» потоков отходов в нарушение требований территориальной схемы.

В частности, прокуроры установили, что фактически на полигоны мусор поступал в значительно меньших объемах, чем установленный терсхемой и учтенный при установлении тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

К слову, как отмечают в беседах с изданием чиновники в муниципалитетах Зауралья, «далеко не везде деятельность «Чистого города» вообще можно было заметить», а объемы ТКО, изначально предусмотренные к вывозу территориальной схемой не соответствуют объемам, фигурирующим в лотах на торгах.

«В лотах они заметно выше по целому ряду муниципалитетов. Коллеги мне показывали расчеты. Там, например, по Каргапольскому и Шатровскому районам объем отходов, предназначенных к транспортировке в соответствии с областной терсхемой около 68,7 тысяч кубов, а в торгах около 78 тысяч. И это не самое большое несовпадение. По северо-западу Зауралья, куда входят Шадринск, а также Шадринский, Катайский и Далматовский районы развал составил около 32 тысяч кубов. То есть, деньги из воздуха, получается, делают. И это не говоря о жалобах населения с самого старта реформы, что к ним машины регоператора и его подрядчика из «Экосистемы» вообще не доезжают», – рассказал агентству собеседник в одной из местных администраций.

Итоги проверки зауральской прокуратуры, по сведениям УралПолит.Ru, детально изучила экспертная группа департамента госрегулирования цен и тарифов. Выводы аналитиков, по словам источников, близких к управленческому аппарату Курганской области, совпали с указанными в представлениях.

Так, в 2020 году общий объем ТКО, которые, в соответствии с данными территориальной схемы, должен был собрать и вывезти «Чистый город», составляет 269 552,85 тонн (1 706 030,7 кубометров). В них входит транспортирование на полигоны – 259 552,85 тонн за год (1 642 739,6 кубов), а также 100 тыс. тонн – транспортирование на спецплощадки для обработки и сортировки.

Между тем, исходя из данных, которые сам «Чистый город» представил в Дептарифов, в минувшем году на полигоны для захоронения было доставлено лишь 661 511,01 кубометров ТКО, что составляет только 40% от плановых показателей. А на объект обработки отходов – промплощадку ООО «Сток» – поступило 70 935,79 тонн мусора, или 71% от предусмотренных нормативными документами показателей.

Обратили в надзорном ведомстве внимание и на изменение потоков ТКО, отправляемых на полигоны, что было подтверждено приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 1 декабря 2020 года.

Итоги проверки свидетельствуют о необходимости внесения изменений в ранее принятые нормативные акты, в том числе, решение самого Дептарифов от 30 декабря 2020 года «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на территории Курганской области для ООО «Чистый город». Из необходимой валовой выручки компании на 2021 год должны быть исключены около 149 млн рублей, а также экономически необоснованных расходов на транспортирование отходов, учтенных в НВВ на 2020 год, в размере около 61,4 млн рублей.

В пользу такого сценария говорит и решение Арбитражного суда Курганской области о признании недействительными итогов аукциона на транспортировку ТКО по Кургану. Тогда «Чистый город», в нарушение требований законодательства, не стал разбивать лоты, передав вывоз близкому подрядчику – ООО «Компания «Экосистема». Остальных потенциальных участников рынка, таким образом, попросту отсекли от возможности заключить контракт.

В то же время близкие к правительству Зауралья источники указали, что исключение из НВВ экономически необоснованных расходов приведет к значительному снижению тарифа регоператора, что может создать риски для его дальнейшей деятельности. Тем не менее, тариф должен быть снижен, согласно предписаниям прокуратуры. Так, с 1 июля 2021 года в Зауралье он станет меньше на 2,6% за кубометр и тонну. Во втором полугодии тариф в регионе будет составлять 565,61 рубля за куб или 3640,31 рубля за тонну. Плата все равно будет выше, чем ранее, но на заметно меньше, чем планировалось (580,87 рубля за куб или 3737,72 рубля за тонну).

При этом в дальнейшем прогнозируется дальнейшее снижение, о чем в беседах с агентством говорят аналитики мусорного рынка. Вышеуказанные 149 млн рублей за вычетом 32,1 млн во избежание двойного учета одних и тех же расходов, предполагается исключить из НВВ «Чистого города» в следующем периоде регулирования, то есть в 2022 году. Как на это отреагируют в самой компании, пока сказать сложно.

«Еще в октябре 2017 года Депприроды установил нормативы накопления отходов. Они явились основой для расчета проектного объема ТКО, который должен быть образован на территории региона. Он лег в основу терсхемы обращения с отходами, для работы по которой на конкурсе был определен регоператор. На ее основе и рассчитанных объемов им был установлен тариф. Как выяснила в дальнейшем прокуратура, фактический объем образованного и перевезенного «Чистым городом» мусора составляет лишь 40% от проекта. По сути, это означает, что изначальные расчеты были неверными», – отмечают отраслевики.

Таким образом, с учетом того, что региональный оператор, по собственным уверениям, полностью выполняет свою работу, это значит, что в 2,5 раза завышены нормативы накопления ТКО. Теоретически это можно объяснить отсутствием опыта подобных расчетов на пороге мусорной реформы в Зауралье. Однако в постановлении правительства РФ «Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» №505 от 3 июня 2016 года подразумевается возможность выбора способа учета услуги – либо по количеству и объему установленных контейнеров, либо по нормативам. При этом в обоих случаях не допускается взимание платы сверх оказанной услуги. Таким образом, те потребители, которые оплачивали услугу по нормативу, получают право, в случае, если норматив будет оспорен и отменен, на перерасчет.

Как полагают собеседники УралПолит.Ru, этот сценарий вполне вероятен в случае обращения в суд. Основанием для этого будут служить итоги проверки прокуратуры, а также, предположительно, уже официально оформленное заключение департамента тарифного регулирования. Сумма пересчета, по предположениям аналитиков, может в сумме достигать 600 млн рублей, излишне полученных «Чистым городом» за фактически неоказанную услугу.

«В будущем он должен быть еще снижен. Конечная стоимость услуги по обращению с ТКО складывается из двух составляющих – тарифа и объема оказанной услуги. Тариф рассчитывается на основе фактических объемов образованных ТКО на третий период тарифного регулирования. По данным 2020 года он будет установлен на 2022 года, и так далее. И будет ожидаемо снижен на 20% от существующего. А объем ТКО определяется на основании постановления правительства №505 – либо по фактическому количеству и объему контейнеров, вывезенных регоператором, либо по рассчитанному нормативу. В случае, когда рассчитанный норматив на основании решения суда будет признан завышенным в 2,5 раза, все потребители, оплачивавшие и продолжающие оплачивать услуги по установленному нормативу, получат право на возмещение излишне уплаченных сумм, которые оцениваются в 600 миллионов по 2020 году», – заключает собеседник в правительственных кругах Зауралья.

УралПолит.Ru продолжит следить за ситуацией с мусорной реформой в Курганской области.

Автор: Александр Филиппов

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров