«Почему должно страдать население?» Как новые показатели качества жизни в Зауралье реанимировали идею о присоединении региона к соседям

Вадим Шумков Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

О реальных цифрах, причинах, влияющих на бедственное положение региона и перспективах утраты самостоятельности как субъекта Российской Федерации, в материале УралПолит.Ru.

Курганская область все ближе подходит к точке невозврата. К таким неутешительным выводам приходят представители экспертного сообщества, изучая свежие данные Свердловскстата (ведет статистику по Свердловской и Курганской областям, прим.ред.) и новый рейтинг регионов по доходам населения от РИА «Новости». По многим ключевым показателям Зауралье перманентно ухудшает позиции, несмотря на анонсированную губернатором Вадимом Шумковым еще в марте 2019 года «пятилетку развития». О реальных цифрах, причинах, влияющих на бедственное положение региона и перспективах утраты самостоятельности как субъекта Российской Федерации, в материале УралПолит.Ru.

В хвосте федерального рейтинга

Российское агентство международной информации «РИА Новости» опубликовало рейтинг регионов, учитывающий доходы населения за 2019 год. Курганская область заняла в списке 80-е место из 85. Ниже оказались Карачаево-Черкессия, Ингушетия, Калмыкия, Алтай и абсолютный аутсайдер Тыва.

Ключевым показателем рейтинга является соотношение медианных среднедушевых месячных доходов населения региона и стоимости фиксированного набора товаров и услуг. Медианой в этом случае является уровень, при котором одна половина населения имеет доходы выше него, а вторая – ниже. В Курганской области этот коэффициент составляет 1,17 (для сравнения – у лидера рейтинга – ЯНАО – 3,11). Однако более показательными выступают другие показатели. Так, согласно данным рейтинга 19,6% населения региона живут за чертой бедности, а 2,6% - за чертой крайней бедности, фактически нищеты.

Если же сравнить Зауралье с другими регионами Уральского федерального округа, то тезис о депрессивности Курганской области получает дополнительное подтверждение. Лидирует в списке ЯНАО, в котором доля населения за чертой бедности составляет 5,6%, а крайне бедных – лишь 0,8%. Вторую позицию удерживает ХМАО-Югра (общее 7-е место), где соотношение медианных среднедушевых доходов и стоимости фиксированного набора товаров и услуг составляет 2,17, доля бедных 8,9%, а крайне бедных – 1,1%.

Далее следует Свердловская область (11-е место в общем списке) – коэффициент соотношения 1,94, доля бедняков – 8,9% и крайне бедных – 1,2%. Тюменская область занимает 4-е место в УрФО и 24-е в России – коэффициент 1,59 при 14,7% бедного и 2,2% крайне бедного населения. Пятая строчка в федеральном округе и 38-я в стране у Челябинской области – коэффициент 1,52, доля бедных 12,8% и людей за чертой крайней бедности 1,3%.

Население бежит, рабочие места сокращаются, стройка «встает»

Однако рейтинг федерального информагенства лишь иллюстрация к данным официальной статистики. Если изучить материалы Свердловскстата, можно увидеть, что по многим ключевым показателям, определяющим социальную и экономическую ситуацию, положение в Зауралье ухудшается год от года, а население в буквальном смысле бежит из области.

Так, начиная по крайней мере с 2015 года, ведомство регистрирует уменьшение численности постоянного населения области. Если в 2015 в Зауралье проживало 861 тыс. 896 человек, то в 2016 – 854 тыс. 109, в 2017 – 845 тыс. 537, в 2018 – 834 тыс. 701, а в прошлом только 827 тыс. 166. При этом, как видно, отток жителей увеличивается с каждым годом, приобретая для небольшого и преимущественно аграрного региона катастрофические масштабы. Миграционная убыль населения на тысячу жителей, соответственно, составила в 2015 году 2 тыс. 382 человека, в 2016 – 2 тыс. 942, в 2017 – 3 тыс. 459, в 2018 – 4 тыс. 348, а в 2019 – уже 5 тыс. 8 граждан.

Соответственно, по данным Свердловскстата, падает и численность работников организаций Курганской области. Если в 2015 году на местных предприятиях трудилось 239 тыс. человек, к прошлому году их число сократилось до 216, 4 тыс. Падает и численность занятых – 392,8 тыс. в 2015 году, 376,6 тыс. в 2016, 366,1 тыс. в 2017, 353,8 в 2018 и 336,7 тыс. в 2019 году.

Отдельно в ведомственной статистике затронута и тема строительства жилья. Если в 2015 году в регионе было введено в эксплуатацию 292,6 тыс. квадратных метров жилых помещений с учетом домов, построенных на участках для ведении садоводства, то в дальнейшем наблюдался разнонаправленная динамика с тенденцией к явному сокращению: в 2016 – 295,9 тыс. «квадратов», в 2017 – 271,8 тыс., в 2018 – 231,5 тыс., а в 2019 году – 250,8 тыс. квадратных метров. При этом в сравнении с январем-маем предыдущего года в 2020 году за аналогичный период построено лишь 51,9% жилья, или 57,4 тыс. квадратных метров с учетом домов на землях садоводства.

На общем негативном фоне все более остро стоит проблема безработицы. При этом ее рост стал фиксироваться специалистами Свердловскстата еще с III квартала 2019 года, то есть задолго до пандемии коронавируса, на негативное влияние которой нередко ссылаются чиновники. Если в июле-сентябре 2019 года безработица в Зауралье составляла 7,4%, то в IV квартале уже 7,7%, а в среднем за год – 7,8%. В январе-марте текущего тенденция усилилась – уже 8% безработных.

«Пятилетка развития», которая забуксовала на старте и «присоединение» к соседям

Плачевная ситуация, наблюдающаяся в Зауралье, не остается без внимания экспертного сообщества – бизнесменов, политологов и специалистов в области демографии. Эксперт Агентства стратегических инициатив, предприниматель и эколог Сергей Завьялов высказывает свое видение причин такого развития событий.

«Во-первых, на мой взгляд, у Вадима Шумкова до сих пор нет устоявшейся команды, а в той, что есть, практически нет классных специалистов. Выступать на совещаниях и митингах, махать шашкой – много ума не надо. Нужно выстраивать экономику, промышленность, но элементарно – нет плана. И боюсь, у чиновников даже нет понимания, что этот план необходим. У любого предприятия, завода, для достижения показателей существует план развития, и регион в том смысле ничем не отличается. Если бы детально проработанный план существовал, то и деньги можно было бы под него найти, что в итоге дало бы толчок инвестиционным проектам, бюджетный эффект, а в дальнейшем оказал бы мультипликативное влияние. Но этого нет, и мы видим такую картину», – считает собеседник УралПолит.Ru.

Итогом, по мнению Сергея Завьялова, может стать активизация обсуждения идеи о прекращении существования Курганской области как самостоятельного субъекта Федерации.

«Это даже могло бы, наверное, стать выходом, но почему должно страдать население», – добавляет собеседник издания.

Стоит, к слову, отметить, что еще в марте прошлого года Вадим Шумков, тогда занимавший должность руководителя с приставкой «врио», выступил с докладом перед депутатами региональной думы и главами муниципалитетов, который ряд местных СМИ поспешил назвать «прорывным и программным». Тогда глава Зауралья озвучил пятилетний план работы правительства. Шумков констатировал массовый отток населения и стагнацию экономики, слабую ее диверсификацию и крайне низкий уровень регионального валового продукта.

Сославшись на меры, разработанные федеральным кабмином, врио губернатора высказал надежду, что они позволят стабилизировать работу по развитию Зауралья, наладить финансирование ключевых проектов и улучшить статпоказатели.

«В будущем у области есть потенциал для того, чтобы стать полноценной продовольственной базой Севера и Сибири. Курганская область располагает всеми предпосылками для реализации инвестиционных проектов в аграрном секторе экономики», – обозначил, среди прочего, планы Вадим Шумков.

Однако за практически полтора года губернаторства и, соответственно, точки отсчета «пятилетки развития», никаких ощутимых изменений не произошло. Население продолжает вымирать и уезжать, инвестпроекты преимущественно можно обнаружить только в отчетах чиновниках, а устойчивое положение буквально нескольких предприятий общей картины не меняет.

«Рейтинги просто отражают реальность. Что касается того, почему она такая грустная, то следует понимать структуру экономики. В Зауралье просто нет «забойного» предприятия, ориентированного на экспорт. У нас, если обратите внимание, хорошо живут регионы, поставляющие на экспорт сырье, или хотя бы металл, который тоже требует обработки. Значительную часть курганской экономики составляет сельское хозяйство. Заметьте, как и на Алтае, который тоже находится в хвосте. При этом на Алтае условия для аграриев куда лучше, там по два урожая собирать можно, а масло экспортировалось даже в Англию до революции. Но сейчас поставлять продукцию АПК просто некуда. Нерентабельно. Поскольку перспектив нет, население уезжает», – делится своими наблюдениями генеральный директор столичного Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

Именно отсутствие перспектив, по словам эксперта, является одним из главных факторов, влияющих на решение трудоспособного населения покинуть регион. При том в качестве промежуточного этапа многие выбирают сравнительно благополучные Екатеринбург и Тюмень, а закрепившись там, стремятся перебраться в столицу.

«К сожалению, я не знаю, как переломить эту ситуацию. Но при этом то, что сейчас является минусом Кургана, при грамотном подходе могло бы стать его достоинством. Это потенциал для развития сельского хозяйства, это обширные свободные площади, это достаточно неплохая экология в отличие от других уральских регионов. Но все это при условии, если есть покупатель. А его нет. И фактически мы являемся очень богатой страной очень бедных людей», – добавил Дмитрий Журавлев.

Когда богатые соседи против и выхода нет

Свою точку зрения на проблемы Курганской области излагают и социологи. По мнению источников издания, процесс деградации территории имеет долгую историю.

«На протяжении двух с лишним десятков лет, даже фактически с начала перестройки, Курганская область находится в депрессивном состоянии. Предприятия, которые было принято считать системообразующими в сферах транспортного строительства, оборонки, сельского хозяйства, приказывали долго жить. Плюс сам регион не особо большой, когда-то был выделен из других, особой самодостаточностью не обладает и, к сожалению, не стал привлекателен для крупного бизнеса, а своего вырастить не смог. В соседних областях такого не происходило. Это мы видим и по Екатеринбургу, и по Тюмени, и по Челябинску. Естественно, что люди едут туда, где можно заработать и где комфортнее жить», – полагает директор центра «Аналитик» Андрей Мозолин.

Собеседник УралПолит.Ru отмечает, что вопрос о ликвидации Курганской области периодически всплывает на повестке дня, однако возникает проблема заинтересованности соседних субъектов в реанимации зауральской экономики и «социалки». И целесообразность этих затрат до конца не просчитана.

Тему отрицательных демографических трендов, отмеченных в данных уральского подразделения Росстата, для издания прокомментировал федеральный эксперт,председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, экс-помощник полпреда президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Крупнов.

«Реальный уровень доходов населения не способствует минимально приемлемой демографии. Это очевидно, как и то, что депрессивность оказывает колоссальное влияние на сознание людей. Они не хотят такого же будущего для своих детей, что и объясняет отток населения. На самом деле это характерно не только для Курганской области. Можно идти и вверх по списку. Думаю, что схожая картина в 80% регионов. Можно дискутировать о цифрах, но суть одна и та же. В ситуации, когда человек чувствует безысходность, не видит никакой динамики, это ощущение проецируется на другие стороны жизни. Это и разводы, и «чума малодетности», с которой сейчас начинает сталкиваться человечество в целом, и так далее», – заключает аналитик.

По общему мнению собеседников издания, никакой внятной политики, в том числе и в рамках нацпроектов, в большинстве регионов, а в Курганской области и ее соседях по подвалу рейтинга «Новостей», в особенности, не существует.

«Острым и жестким социальным и экономическим вызовам противостоят, грубо говоря, пять плешивых чиновников с бравурными отчетами в конце каждого года», – констатируют в экспертном сообществе

Автор: Александр Филиппов

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Персоны:

Версия для печати:

Новости партнеров