​«Нацпроекты превращаются в кормушку для чиновников». Почему в Зауралье проваливают программу поддержки бизнеса

Бизнес Фото: Евгений Поторочин

Реализация национальных проектов на территории Курганской области столкнулась с серьезными проблемами. На манипуляции с достижением промежуточных контрольных показателей уже обращали внимание аудиторы региональной Контрольно-счетной палаты. Информация о нарушениях была адресована, в том числе, и губернатору Вадиму Шумкову. При этом вне зоны внимания сотрудников КСП осталось региональное исполнение одного из ключевых нацпроектов – «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы», в инфраструктуру которого, к слову, в Зауралье входит порядка десятка институтов развития. Однако, несмотря на мощный чиновничий аппарат и заверения главы области в поддержке МСП, промежуточные результаты говорят о провалах. О ситуации с реализацией поручений федеральной власти в Курганской области – в материале УралПолит.Ru.

Реализация национальных проектов на территории Курганской области столкнулась с серьезными проблемами. На манипуляции с достижением промежуточных контрольных показателей уже обращали внимание аудиторы региональной Контрольно-счетной палаты. Информация о нарушениях была адресована, в том числе, и губернатору Вадиму Шумкову. При этом вне зоны внимания сотрудников КСП осталось региональное исполнение одного из ключевых нацпроектов – «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы», в инфраструктуру которого, к слову, в Зауралье входит порядка десятка институтов развития. Однако, несмотря на мощный чиновничий аппарат и заверения главы области в поддержке МСП, промежуточные результаты говорят о провалах. О ситуации с реализацией поручений федеральной власти в Курганской области – в материале УралПолит.Ru.

Контрольно-счетная палата Курганской области в ходе проведенного экспертно-аналитического мероприятия «Анализ и мониторинг хода реализации национальных проектов в части региональной составляющей». Аудит охватил период 2019 и частично 2020 года.

В поле зрения сотрудников КСП оказались 17 региональных проектов, включенных в программы национальных – «Здравоохранение», «Культура», «Демография» и «Цифровая экономика». При этом, как отметили в ведомстве, на все 11 нацпроектов, реализуемых в Зауралье, в 2020 году из всех источников финансирования было направлено более 10 млрд рублей. И хотя внимание аудиторов коснулось лишь части реализуемых федеральных программ, нарушения не заставили себя ждать. Как выяснилось, ответственные чиновники попытались выдавать желаемое за действительное.

«По результатам мероприятия выявлены недостатки при формировании паспортов региональных проектов; в отчетах о ходе реализации региональных проектов имелись недостоверные сведения о фактическом достижении целевых показателей, результатов реализации региональных проектов, указано на нарушение сроков прохождения контрольных точек. В рамках реализации региональных проектов целевые показатели, запланированные к достижению, исполнены не в полном объеме. Установлены нарушения Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части несоблюдения условий выполнения контрактов», – следует из аналитической записки ведомства.

Информация о выявленных нарушениях была доведена до сведения губернатора Курганской области Вадима Шумкова, а также непосредственных кураторов нацпроектов и депутатов региональной думы. Как отреагировал на данные о нарушениях глава региона, остается неизвестным по сей день, однако, судя по всему, никаких оргвыводов не последовало. Сам же Шумков нередко заверял предпринимательское сообщество в своей полной поддержке. Например, еще в мае 2019 года тогда еще врио губернатора официально заявил, что именно предприниматели служат опорой для общества.

«Ставка на сильных инициативных людей должна быть максимальной. В моем понимании предприниматель – это не человек, которому просто хочется денег. Это упрощенное понятие. На мой взгляд, это человек, которому не все равно, которого не устраивает обыденность и он хочет ее улучшить для себя, своей семьи, своей территории. На таких людей и должно опираться государство», – заявил Вадим Шумков на профильном региональном форуме.

Интересно, что в Зауралье функционирует порядка десятка различных институтов развития, призванных создавать комфортные условия для предпринимателей. Как указано на официальном сайте правительства региона, в их число, среди прочих, входят фонд «Инвестиционное агентство Курганской области», его структуры «Гарантийный фонд», «Центр поддержки экспорта», «Центр поддержки предпринимательства», «Агентство технологического развития», «Бизнес-инкубатор», а также индустриальные парки в Кургане и Варгашах и ТОСЭР в Катайске, Далматово и тех же Варгашах.

Помимо этого, власти Зауралья не раз декларировали различные меры поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, еще в конце 2019 года местные власти заявили сразу о нескольких новых категориях займов для сравнительно небольших инвестиционных проектов – «Услуги», «Мини-завод» и «Мини-ферма». При этом два последних должны были финансироваться под 3% годовых. Кроме того, предприниматели могли рассчитывать и на уже готовые площадки в индустриальных парках. А под мини-фермы зауральские бизнесмены могли, как утверждалось, получить 100 гектаров аграрных площадей.

С января текущего года в Зауралье, согласно постановлению правительства, начала действие региональная госпрограмма «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Курганской области», тесно связанная с профильным нацпроектом. Ответственным за ее исполнение был назначен департамент экономического развития. Сроки ее исполнения простираются до 2025 года. По заверениям чиновников общий объем бюджетного финансирования программы составит в 2021 – 2025 годах более 1 млрд 892 млн 901 тыс. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета – более 1,5 млрд рублей. При этом финансовые вливания, по замыслу разработчиков программы из областной команды, должны дать к 2026 году эффект в виде увеличения количества занятых в сфере малого и среднего предпринимательства на 9 тыс. человек, а также нарастить объем инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий региона на 330 млн рублей.

Приводилась в документах госпрограммы и другая любопытная информация. Среди прочего, упоминалось, что по итогам 2018 года на территории Курганской области осуществлял деятельность 22 тыс. 751 субъект МСП, из них 14 тыс. 889 индивидуальных предпринимателей, 7 тыс. 813 малых предприятий и 49 средних предприятий, а их среднесписочная численность составляла 64,8 тыс. сотрудников. Оборот организаций малого и среднего бизнеса по итогам 2018 года составил 104,1 млрд рублей, а объем инвестиций в основной капитал превышал 4,7 млрд. рублей.

«Проблемами, сдерживающими развитие малого и среднего предпринимательства в Курганской области, являются недостаток финансовых ресурсов для начала предпринимательской деятельности, трудности в привлечении финансовых средств на развитие бизнеса, особенно на стадии становления бизнеса, а также недостаток квалифицированных кадров и знаний для ведения предпринимательской деятельности», – признавали, между тем, в правительстве Зауралья.

С момента принятия программы, не говоря уже о 2018 годе, ситуация, судя по всему, меняется только в худшую сторону. Об этом ясно говорит федеральная статистика. По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС России, на 10 сентября текущего года в области работает 20 тыс. 225 субъектов МСП, в том числе 6 тыс. 435 юрлиц и 13 тыс. 790 ИП со среднесписочной численностью сотрудников 57 тыс. 26 человек. При этом на начало года их было 20 тыс. 351, включая 6 тыс. 759 юридических лиц и 13 тыс. 592 ИПшников, а в целом в сфере было занято 59 тыс. 865 жителей Зауралья. На 10 сентября 2020 года – 20 тыс. 778 (6 тыс. 759 юрлиц, 14 тыс. 19 ИП, 60 тыс. 468 сотрудников).

«Конечно, можно сослаться на переток части ИП на фоне мер поддержки в пандемии в число самозанятых, но их не так много, как хотелось бы чиновникам и налоговикам. И если исходить из данных ФНС, то можно констатировать, что госпрограмма не работает, ну, или, по крайней мере, буксует. Пока мы видим лишь уход людей из сферы, и за счет чего будем выполнять целевые показатели нацпроекта и региональной программы, мне лично неясно. Те же предприниматели-аграрии регулярно жалуются на сложности с получением мер финподдержки», – на условиях анонимности делится своими суждениями собеседник издания в управленческом аппарате региона.

Резкое недовольство текущей ситуации выражают и непосредственные участники госпрограмм и проектов. Представители сфер транспорта, переработки промышленных и коммунальных отходов, а также разработчики инновационных решений адресуют свои претензии в правительство региона.

«Все происходящее, считаем, следствие общей экономической ситуации в области. Если у руководства региона нет понимания, чем здесь заниматься, и чем должно жить Зауралье, если у чиновников нет квалификации, естественно, малый и средний бизнес, а это в основном люди с активной жизненной позицией, будут уходить в территории, где все это понимают. Люди голосуют ногами и перерегистрируются в Тюмени, Екатеринбурге, ХМАО. Там тоже бывают сложности, но можно зарабатывать», – говорят предприниматели.

Тему развивает независимый экономический аналитик Константин Селянин. Эксперт федерализирует проблематику нацпроектов и обращает внимание на ряд факторов, способствующих провалам в их исполнении.

«Такая ситуация характерна не только для Зауралья. Совсем недавно мне довелось комментировать аналогичное положение дел в Кировской области. Тут нужно обратить внимание на несколько важных моментов. Первый – сама тенденция наметилась еще где-то с 2009 года. Сектор МСП в целом сжимается, а ковид лишь подстегнул процесс, повлияв на темпы, но не на вектор. Второй – программы поддержки малого и среднего бизнеса фактически сталкиваются с тем, что государство одной рукой гладит предпринимателей по голове, а второй душит. То же увеличение НДС с 18 до 20% для предпринимательства является элементом удушения. МСП, как правило, завязан на сферах услуг и торговли, и для него эти изменения чувствительны», – поясняет собеседник агентства.

Помимо этого, добавляет Константин Селянин, многочисленные соцопросы последнего времени показывают, что люди в целом все меньше желают заниматься предпринимательством.

«Если в 90-е годы все хотели быть бизнесменами, то сейчас – работать в «Газпроме» или быть сыном прокурора», – иронизирует экономист.

По его словам, страна фактически потеряла целое поколение людей, способных проявить себя на ниве МСП.

Что касается собственно нацпроектов, по мнению собеседника издания, «складывается впечатление, что они превращаются в некую кормушку для чиновников, создающих массу институтов развития, проводящих различные мероприятия и пишущих тонны отчетов».

«Эффективнее было бы, наверное, те деньги, которые сегодня тратятся на поддержку предпринимательства, просто раздать самим предпринимателям», – заключает Селянин.

При этом эксперт отчасти согласен с представителями МСП, обвиняющими власти Курганской области в неспособности эффективно управлять процессами развития сектора и исполнять целевые показатели.

Своими суждениями с изданием поделился и профессор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов. Собеседник агентства называет несколько факторов, препятствующих реализации национального проекта поддержки и развития МСП в регионах России, в том числе, Зауралья.

«Во-первых, необходимо обратить внимание на структуру занятости. Если в регионе есть пара базовых предприятий, особенно связанных с добычей и первичной переработкой полезных ископаемых, то получается не та среда, которая позволяет развивать малый бизнес. Основная проблема у нас заключается в том, что, в отличие от многих зарубежных стран, у нас пока не реализуется концепция передачи неключевых компетенций за пределы основного производства. У нас по-прежнему наблюдается период централизации», – отмечает аналитик.

Кроме того, экономист обращает внимание, что экономика малого бизнеса в значительной степени построена на сервисе услуг. Он поддерживается потребительским спросом.

«Это вопрос уже к уровню заработной платы. МСП развивается до определенного периода времени, но если дальше в повестке дня семьи стоят насущные проблемы, то на услуги выделяется значительно меньше средств. Конечно, развитие зависит и от уровня жизни в регионе. Если он невысок, то при всех усилиях федерального правительства, субсидиях, просто не возникает основа для успешного функционирования МСП», – подчеркивает Александр Сафонов.

Представители депутатского корпуса региона же обращают внимание на зашкаливающую бюрократизацию процессов, связанных с исполнением нацпроектов, и «удавке» на шее предпринимателей говорят и представители депутатского корпуса региона. Своими оценками ситуации с УралПолит.Ru поделился парламентарий Юрий Ярушин.

«Можно написать красивые документы, придумать программы. Это все правильно. Но важно не только сделать это и забыть. Нужен постоянный ежедневный контроль, кропотливая работа. Нужно, чтобы деньги, выделяемые на эти программы, работали. Иначе, если они не будут использоваться, финансирование просто закончится. Это ярко видно по нашим селам, где работают те же представители МСП. Село загибается. Люди не успеют начать работу, как их давят бесконечными проверками. О каком росте можно говорить?» – констатирует депутат облдумы.

УралПолит.Ru продолжит следить за ситуацией с исполнением нацпроектов в Зауралье. 

Автор: Александр Филиппов

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров