​Тюмень «в огне». Как лесные пожары вскрыли системную проблему тюменских властей

Лесной пожар Фото: aviales.ru

В Тюменской области на протяжении последних недель бушуют лесные пожары. От огня уже пострадали люди, кто-то потерял жилье. В настоящее время в регионе, на который в этом году пришлось 90% всех природных пожаров, действует режим ЧС. О том, почему «полыхнуло» в области, где на протяжении десяти лет не было сильных лесных пожаров – разбирался УралПолит.Ru.

Первые природные пожары в Тюменской области были выявлены 13 апреля на территории Ялуторовского и Омутинского районов. Общая площадь возгорания тогда составила 38 гектаров. На тушении были задействованы личный состав филиалов ГБУ ТО «Тюменская авиабаза» и тракторная техника для прокладки минерализованных полос. Причиной возникновения ландшафтных пожаров назвали человеческий фактор и несоблюдение правил пожарной безопасности.

Через некоторое время, 19 апреля, в Тюменской области начал действовать особый противопожарный режим. Тогда глава региона Александр Моор подписал постановление, согласно которому был введен запрет на посещение лесов, разводить костры, жечь мусор и траву, в том числе в садоводческих товариществах. Кроме того, с 19 апреля нельзя было готовить еду на огне или углях – даже в мангалах. Только в специально отведенных местах.

Спустя почти месяц Александр Моор принял решение о введении режима чрезвычайной ситуации. Он действует в регионе с 11 мая и был введен в связи с ухудшающейся обстановкой по природным пожарам: лесным и ландшафтным. Руководителем ликвидации ЧС в лесах назначена вице-губернатор Тюменской области Лариса Теплоухова.

Пожалуй, самой «горячей» в Тюменской области выдалась неделя с 17 мая: тогда в регионе было зафиксировано 15 новых пожаров на общей территории 750 гектаров. Действовало 23 природных пожара на общей площади более 18 тыс. гектаров. Огонь вплотную подступил к нескольким дачным кооперативам, базам отдыха и санаториям. Постояльцы и жители садов были срочно эвакуированы, а дороги перекрыты, областной центр – Тюмень – накрыл смог. На помощь в Тюмень в срочном порядке были направлены огнеборцы из соседних регионов – Курганской и Свердловской областей, а также с Ямала.

Одним из самых страшных лесных пожаров стало возгорание в Винзилинском муниципальном образовании, вблизи региональной столицы. 17 мая было вывезено 1 тыс. 300 человек. Людей эвакуировали из деревень Железный перебор и Пышминка, села Муллаши, СНТ «Солнышко», где сгорело 25 домов и еще 22 удалось отстоять, центра медицинской и социальной реабилитации «Пышма», Винзилинского психоневрологического дома-интерната, санаторного центра «Витязь», санаториев «Хвойный» и «Градостроитель». Вывезли и пациентов областной клинической психиатрической больницы. К счастью, пострадавших нет.

Ситуация настолько осложнилась, что на проблему обратили внимание уральский полпред Владимир Якушев (в прошлом – губернатор Тюменской области, прим.ред.), замминистра МЧС Александр Чуприян, руководитель департамента лесного хозяйства по УрФО Олег Сандаков, а также Генпрокуратура. 19 мая Александр Чуприян и вовсе прибыл в регион для того, чтобы лично контролировать ликвидацию природных пожаров.

По состоянию на 1 июня в регионе действует 23 природных пожаров. Площадь, пройденная огнем, достигла более 1 тыс. 100 гектаров.

Основными причинами лесных пожаров в Тюменской области называют сухую и жаркую погоду, установившуюся в регионе с начала мая, а также неосторожное обращение с огнем. Однако некоторые связывают всю ухудшающуюся ситуацию с лесными пожарами в регионе с управленческими ошибками в кабинетах власти. В частности, «непрофильных» руководителей департаментов и управлений, отвечающих за данный фронт работ, и не имеющих соответствующего опыта.

Одним из таких, например, называют директора департамента лесного комплекса Тюменской области Леонида Остроумова. На этот пост он был назначен 28 октября 2020 года. До этого он занимал должность руководителя департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства региона, где по оценкам наблюдателей, неплохо себя зарекомендовал, однако, почему-то был «переброшен» на другое направление работы.

Другим «ответственным» называют руководителя ГБУ Тюменской области «Тюменская авиабаза» Анатолия Старостина, который возглавил подконтрольное региональному «лесному» департаменту ведомство 10 февраля этого года. По данным базы контрагентов Seldon.Basis, с 17 июля 2015 года по 15 сентября 2020 года он был генеральным директором в «Тюменском троллейбусном предприятии», а также был директором в независимом инженерно-техническом центре оценки, экспертизы безопасности и сервиса транспорта опасных грузов с 12 марта 2010 по 10 сентября 2015 года. При этом в последнем он был совладельцем.

Известно, что тюменская авиабаза, которая обслуживает более 11,3 тыс. гектаров земель лесного фонда, имеет 22 отделения авиационной и наземной охраны лесов, расположенных на территории Тюменской области в границах муниципальных районов. Именно эта организация выполняет работы по тушению лесных пожаров и осуществляет отдельные меры пожарной безопасности в региональных лесах, а также обеспечивает реализацию лесохозяйственных регламентов лесничеств Тюменской области. В частности, тюменская авиабаза в рамках мониторинга на землях лесного фонда осуществляется наземное и авиационное патрулирование лесов, в том числе проводится видеомониторинг.

Третья «расстрельная» должность – руководитель ликвидации ЧС от области, которую занимает Лариса Теплоухова. По информации из открытых источников, она также не имеет профильного образования, связанного с лесным хозяйством. Согласно данным с официального портала власти региона, в 1986 году она окончила Свердловский юридический институт по специальности «Правоведение» с присвоением квалификации «Юрист», а в 2003 году окончила ТюмГУ, получив специальность «Экономист-менеджер».

Тревожным звоночком могла бы послужить реакция уральского полпреда Владимира Якушева, для которого Тюменская область является родным регионом, и по информации собеседников агентства в кулуарах власти, произошедшее было воспринято бывшим главой региона достаточно тревожно. Полпред пообещал «жестко оценивать» координацию на местах из-за ситуации с природными возгораниями.

«Отсутствие координации на местах будет оцениваться жестко, как неумение организовать работу для достижения результата, а главный результат – это отсутствие пожаров на любой территории», – подчеркнул Владимир Якушев.

19 мая с визитом в Тюменскую область прибыл заместитель генерального прокурора на Урале Сергей Зайцев. В ходе рабочей поездки он провел совещание, на котором были подняты вопросы о природных пожаров и об обеспечении законности в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Зайцев обратил внимание на выявленные просчеты при обеспечении лесопожарных формирований техникой и оборудованием для тушения лесных пожаров, а также недостаточное укомплектование личного состава. Также уральский замгенпрокурора указал на недостатки при проведении противопожарных мероприятий. В ходе совещания обсуждали допущение грубых нарушений пожарной безопасности лесопользователями, наращивания сил тушения лесных пожаров, а также складывающаяся ситуация с ландшафтными пожарами. По итогам визита в адрес заместителя губернатора региона Ларисы Теплоуховой было внесено представление с требованием устранить нарушения закона при организации работы по тушению лесных пожаров.

В департаменте лесного комплекса региона УралПолит.Ru в ответ на редакционный запрос сообщили, что проведение административных расследований в отношении природных пожаров и установление виновных лиц отнесено к полномочиям органов дознания МЧС России.

«Текущая пожароопасная обстановка находится под постоянным контролем правительства Тюменской области. Действует межведомственный оперативный штаб ликвидации ЧС в лесах, оперативно принимаются все необходимые меры по ликвидации действующих пожаров, а также по недопущению новых возгораний. Решение о снятии режима ЧС будет приниматься на межведомственном оперативном штабе», – уточнили в ведомстве.

Кроме того, ситуация с лесными пожарами на территории региона породила волну слухов о скорой возможной отставке начальника управления МЧС России по Тюменской области Артура Хачатряна. Однако в пресс-службе МЧС России не стали подтверждать данную информацию.

«В настоящее время все должностные лица территориального подразделения ведомства выполняют свои задачи в рамках своих полномочий. Работы по тушению лесных и ландшафтных пожаров на территории региона продолжаются с привлечением сил и средств РСЧС региона», – подчеркнули в ведомстве.

По словам тюменского политолога Александра Безделова, вряд ли данная ситуация слишком сильно скажется на рейтинге региональной власти. При этом очевидно, что есть недоработки, в том числе профильных ведомств, а также тех, кто курирует «лесную» тему, и местного МЧС.

«Есть чиновники, которые занимаются лесами, их охраной, их тушением. Именно они ответственны за последствия чрезвычайной ситуации. Губернатор не причем, он не может за всем следить. Для этого есть заместители, которые плотно занимаются той или иной темой. Могут ли произойти какие-то отставки? Могут, но это скорее всего будут те, кто конкретно занимался природными пожарами, подготовкой к ним и их ликвидацией», – поделился мнением с корреспондентом УралПолит.Ru Александр Безделов.

Он также отметил, что перекладывать всю вину за пожары на региональную власть нецелесообразно, так как, как правило: леса горят федеральные, а потому должны отвечать и федеральные чиновники.

Политолог Анатолий Гагарин также не исключает возможных отставок. В частности, сложившаяся ситуация, по его мнению, может негативно отразиться на карьере Ларисы Теплоуховой.

«В данной ситуации кто-то должен ответить за серьезный ущерб, причиненный Тюменской области лесными пожарами. И если ответственные за это лица проявили некомпетентность, то нас могут ожидать громкие кадровые перестановки», – пояснил политолог.

При этом изучать допущенные региональными властями просчеты должны те органы, которые на это уполномочены. Если после проверок некомпетентность будет подтверждена, то понижение или снятие с должности станет логичным результатом. Однако называть конкретные имена пока рано, но это станет известно уже совсем скоро.

Политолог Евгений Забродин также сомневается в том, что произойдут серьезные кадровые изменения в структурах Тюменской области.

«Мы понимаем, что это стихия. Ее контролировать трудно, а порой невозможно. Попытка предугадать, где можно было что бы ни было улучшить… Не думаю, что это кардинально изменило бы ситуацию. Не совсем верно оценивать готовность органов государственной власти в связи с реакцией на стихийные бедствия, поэтому я не вижу какого-либо основания для политических выводов», – отметил эксперт.

Вместе с тем, произошедшее, по мнению наблюдателей, все более отчетливо вскрывает другую системную проблему в кулуарах тюменской власти. Тюменская область на протяжении долгого времени была той самой «кузницей кадров» на Урале. Свою карьеру здесь начинали многие федеральные чиновники и нынешние главы регионов, например, мэр Москвы Сергея Собянин, губернаторы соседних регионов – Свердловской и Курганской областей – Евгений Куйвашев и Вадим Шумков, нынешний министр науки РФ – Валерий Фальков, полномочный представитель в УрФО, экс-глава федерального Минстроя Владимир Якушев. Однако не стала ли скамейка запасных слишком короткой? Еще в начале года сразу несколько собеседников УралПолит.Ru в высших эшелонах власти отмечали данную тенденцию, непрозрачно намекая, что «в том же Зауралье «кадровый голод» уже не столь актуален, как в той же Тюмени». Так ли это – покажет время. УралПолит.Ru продолжит следить за ситуацией. 

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях