Крупнейший вертолетный оператор России, зарегистрированная в Сургуте компания «ЮТэйр-Вертолетные услуги» требует взыскать десятки миллионов рублей со своих партнеров – подконтрольного правительству Башкоротостана Фонда социальных целевых программ. Иск предприятия подан в Арбитражный суд Тюменской области. Судя по всему, речь идет о долгах за ранее оказанные услуги. Примечательно, что это не первые разбирательства между авиаторами и структурой властей Башкортостана, причем предыдущее противостояние, по крайней мере, на текущий момент, закончилось в пользу предприятия группы «ЮТэйр». О конфликте между перевозчиком и крупным региональным фондом – в материале УралПолит.Ru.
Арбитражный суд Тюменской области принял к рассмотрению иск АО «ЮТэйр-Вертолетные услуги» к Фонду социальных целевых программ Республики Башкортостан. Требования компании превышают 72,3 млн рублей. В качестве третьего лица к процессу будет привлечено ГКУ РБ «Транспортное управление».
Ближайшее заседание по делу намечено на 30 января. К этому моменту ответчику необходимо представить письменный отзыв на заявление с указанием возражений по каждому из приведенных доводов. Подробности требований вертолетчиков пока не раскрываются, но, судя по имеющимся данным, речь идет о взыскании средств за выполненные обязательства по ранее заключенным договорам.
Отметим, «ЮТэйр-Вертолетные услуги» (входит в группу «ЮТэйр»), возглавляемые Александром Стефанюком, является лидером мирового вертолетного рынка по величине и грузоподъемности флота. Компания эксплуатирует более 320 судов различных типов. Среди основных заказчиков предприятия значатся «Газпром», «Роснефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Транснефть» и другие крупные отраслевые игроки. Кроме того, фирма осуществляет перевозки населения в труднодоступных территориях Западной Сибири.
Что касается Фонда социальных целевых программ Башкортостана, эта структура подконтрольна властям республики. «Финансирование строительства, реконструкции и капитального ремонта социально-значимых объектов Республики Башкортостан и Российской Федерации: объектов культурного наследия, объектов образовательного, научного, культурного, спортивного, медицинского, религиозного, административного назначения, объектов инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства и иных социально-значимых объектов», - указано на официальном сайте среди направлений его деятельности.
При этом среди партнеров фонда значатся, судя по официальной информации, «Башнефть», «УГМК-Холдинг», «Интер РАО ЕЭС», «Сибур» и та же «Транснефть». Отмечается, что через него Башкортостан «налаживает плодотворное сотрудничество» с крупнейшими российскими предприятиями.
К слову, баланс фонда по итогам 2021 года достигал 3,6 млрд рублей, а чистая прибыль измерялась 52 млн.
Тем не менее, серьезный статус Фонда соцпрограмм и, вероятно, достаточно устойчивое положение не смогли оградить его от претензий, и привели в залы судебных заседаний. Примечательно, что иск от «ЮТэйр-Вертолетных услуг» уже не первый.
Так, в декабре минувшего года Арбитражный суд Тюменской области вынес решение по еще одному заявлению «ЮТэйр-Вертолетных услуг» к республиканской структуре. Тогда речь шла о взыскании почти 198,8 млн рублей, включая проценты за пользование коммерческим кредитом и чужими денежными средствами. Примечательно, что в фонде, узнав о требованиях, предпочли на претензии не отвечать.
«Ответчик отзыв на иск не представил, указал, что между истцом и ответчиком ведутся переговоры по заключению мирового соглашения, согласовываются условия рассрочки оплаты вышеуказанной задолженности», – следует из позиции представителей фонда.
Судя по всему, если эти переговоры и велись, то успехом не увенчались. Юристы «ЮТэйр-Вертолетных услуг» заявили, что предложенный проект мирового соглашения, предусматривающий рассрочку выплаты основного долга и полный отказ от требований по взысканию процентов, компанию не устраивает.
Из материалов дела следует, что в марте 2020 года стороны с участием ГКУ РБ «Транспортное управление» подписали договор, в соответствии с которым авиаторы обязались оказывать услуги по авиационному обслуживанию в пределах Российской Федерации. При этом стоимость одного летного часа составляла около 235 тыс. рублей, а также предусматривался гарантированный налет в размере 50 часов ежемесячно. Заказчик обязался каждый месяц производить предоплату предполагаемых полетов.
В итоге вертолетчики в период с марта 2021 по апрель 2022 года оказали партнерам услуги на на сумму около 171,5 млн рублей, но за выполненную работу получили смехотворные 10 млн. При этом наличие задолженности в фонде не отрицали, а претензий по качеству официально не обозначали.
«Принимая во внимание, что материалами дела подтверждается и судом установлен факт оказания истцом услуг по вышеуказанному договору, доказательств оплаты задолженности за оказанные услуги ответчиком не представлено, суд считает исковые требования о взыскании задолженности за оказанные услуги законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в заявленном размере 161 436 721,88 рубля», – следует из документов.
Впрочем, проценты за пользование коммерческим кредитом, рассчитанные «ЮТэйр-Вертолетными услугами» арбитраж счел завышенными со ссылкой на применение «экстраординарной высокой ставки». Однако общая сумма долга уменьшилась незначительно. Львиную долю требований суд удовлетворил.
Тем не менее, у фонда социальных целевых программ еще остается время для подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный суд. Не исключено, что стороны продолжат противостояние.
За процессом между крупнейшим оператором вертолетного парка России и республиканским фондом наблюдают собеседники издания, которые излагают свои суждения относительно причин неоплаты по заключенным соглашениям.
Так, специалист по госзакупкам Алексей Савоськин полагает, что «ЮТэйр-Вертолетные услуги» могли проявить неосмотрительность при подписании соглашения, а, кроме того, высказывает недоумение, по каким причинам компания после отказа платить в соответствии с оговоренными условиями не стала обращаться в правоохранительные органы.
«Для начала – фонд это просто некий аккумулятор средств, поступающих из различных источников, и по идее, сами вообще не мог выступать заказчиком. У него просто распределительные функции. Не могу утверждать, что здесь могли быть какие-то «схемы» и коррупционные составляющие, но и само руководство «ЮТэйр-Вертолетные услуги» повело себя неосмотрительно. Досудебное урегулирование может предполагать не только претензии и переписку, но и обращения в надзорные и силовые органы. Почему не было обращений в прокуратуру – вопрос», – говорит собеседник издания.
По мнению Савоськина, решение суда о взыскании средств «еще ни о чем не говорит, если выяснится, что взять с фонда просто нечего».
«Да, арбитраж автоматически вынесет решение, поскольку акты подписаны и претензий по качеству, как понимаю, не было. Но в итоге все уйдет к приставам и на этом уровне рискует быть похороненным, как часто бывает. Для заказчиков нередко за счастье, когда конфликт оказывается в судах, а не в руках силовиков. Разбирательства часто волокитятся неопределенно долго, в то время как прокуроры могут передать материалы в СКР или ФСБ», – высказал он собственную точку зрения.
Между тем, директор столичного Института региональных проблем Дмитрий Журавлев полагает, что корень проблемы лежит в текущих приоритетах республиканских властей.
«Во-первых, даже несмотря на визуальное благополучие, не сказал бы, что Башкортостан сверхбогатый регион. Площадь немалая, вкладывать нужно много и без федеральной поддержки не обойтись. Значительная часть капиталов подконтрольна республиканским властям, которые и расставляют приоритеты. Я не исключаю, что Фонд социальных целевых программ на текущий момент не входит в их число. Переработка со времен Сталина сосредоточена в Башкирии, а добыча на тюменских северах. Если бы речь шла о долгах перерабатывающего предприятия, предположу, деньги бы нашлись тут же, а так не спешат», – рассуждает аналитик.
В то же время, говоря о судебных разбирательствах, Дмитрий Журавлев полагает, что по их итогам средства будут сняты посредством системы приставов и бюджета. То есть, из части доходов казны требуемая сумма будет выделена. Но как скоро эти предположения могут быть реализованы, собеседник агентства предположить затрудняется.
В любом случае, тяжбы между «ЮТэйр-Вертолетные услуги» и Фондом социальных целевых программ продолжатся в ближайшее время. Еще один собеседник агентства, близкий к группе «ЮТэйр», полагает, что «во многом это вопрос принципа».
«Вертолетное подразделение компании финансово стабильно, выручка измеряется парой десятков миллиардов. Но это не значит, что за оказанные услуги можно не платить, а на подобную эквилибристику можно закрывать глаза. По этой причине, думаю, средства будут выбивать до последнего, тем более, работа была выполнена в полном объеме и претензий не возникало. Что по этому поводу думают в фонде, сказать не могу, но есть условия договора, где все четко прописано», – заключает специалист.
УралПолит.Ru продолжит следить за развитием событий.
Автор: Александр Филиппов
© Аркадий Янсон
Читайте еще материалы по этой теме:
-
Росавиация не будет требовать с «ЮТэйр» 4,6 миллиарда
-
Тюменская областная больница отказалась от услуг UTair
-
Сургут и Курган свяжет прямое авиасообщение
-
UTair оштрафовали после жалобы пассажирки с детьми
-
UTair запустит прямой рейс из Нижневартовска в Тобольск
-
UTair разместит акции на 13,6 миллиарда
-
UTair оштрафовали за нарушение прав пассажиров
-
«Дочка» UTair стала поручителем по многомиллиардному кредиту
-
UTair разрешила перевозить питомцев на пассажирских креслах
-
UTair откроет новые направления из Сургута
-
UTair взяла многомиллиардный кредит у банка «Россия»
-
Самолет UTair вынужденно приземлился в Нижневартовске
Вы можете поделиться новостью в соцсетях