«Один раз случайность, а два – закономерность»

Пожар
Ни для кого не секрет, что изменения в сфере ТЭК в России напрямую влияют на качество жизни населения. Россия, как «нефтяная держава», зависит от изменения конъюнктуры на мировых рынках, да и зависимость нефти от доллара ощущается внутри страны. Основные «поставщики» «черного золота» и газа, как известно, – Ямал и Югра. УралПолит.Ru в еженедельной рубрике «Обзор ТЭК» вместе с нашим обозревателем Александром Жезловым, рассказывает читателям о наиболее значимых событиях в этой сфере на минувшей неделе, о том, что это значит и к чему может привести в будущем.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева

Случайность или закономерность?

Наиболее ярким, уж простите за непреднамеренный каламбур, событием прошедшей недели стал пожар на установке деэтанизации конденсата на заводе по подготовке конденсата к транспорту (ЗПКТ) в Новом Уренгое, входящим в структуру «Газпром переработка». К счастью, пострадавших нет, а сам пожар, по данным МЧС, был полностью ликвидирован только через сутки.

Помимо того, что площадь повреждения – пострадали строения и оборудование предприятия – составила около 2 тыс.кв.м, федеральные и профильные СМИ тут же заговорили о более глобальных последствиях. Здесь и двукратное падение прокачки газа по газопроводу «Ямал – Европа», и обновление рекорда цены на газ на европейских рынках на фоне данной аварии (хочется сказать «не было бы счастья, да несчастье» помогло, но не в данном случае), и колоссальное снижение производства газового конденсата… Не забыли упомянуть о приостановке поставок конденсата на Сургутский завод по стабилизации конденсата, также входящий в «Газпром переработка», и возможном дефиците газомоторного топлива на региональных АЗС – к счастью доля «метановых» автомобилей в регионе небольшая, так что тотального транспортного коллапса ждать вряд ли стоит. В общем, последствия неприятные. Но любопытно здесь вот что.

Казалось бы, новость «рядовая»: к сожалению, и мелкие, и крупные аварии на различных объектах ТЭК Ямала и Югры – не такая уж редкость. И хорошо, если без жертв. Однако в случае с ЗПКТ ситуация немного другая. Говорят, что «один раз случайность, а два – закономерность». Менее года назад на заводе также произошла авария, правда на другой установке, но, что примечательно – абсолютно новой. Тогда инцидент не получил такой широкой огласки в СМИ. Позже руководитель предприятия был уволен, а с июня этого года директором ЗПКТ стал Руслан Койшин – экс-главный инженер управления по транспортировке жидких углеводородов ООО «Газпром переработка», пришедший на ЗПКТ в апреле этого года в качестве главного инженера. Источник, знакомый с ситуацией на предприятии, поделился своим мнением: прошлый директор хотел «проявить себя», сдать новый объект как можно раньше срока и торопил подрядчиков, которые, в итоге, сделали работу, мягко говоря, не совсем качественно. Результат потянет. Сейчас «Газпром» официально заявляет, что «проводит анализ причин и последствий происшествия на ЗПКТ». Безусловно, вряд ли эти два инцидента напрямую связаны между собой, но две аварии за год на подобном заводе – это уже не нормально и руководство «Газпрома» это понимает. Будем ждать официальных результатов расследования и, скорее всего, оргвыводов.

В ожидании СШХ

И снова о развитии логистической схемы для освоения арктических нефтегазовых месторождений. Накануне власти ЯНАО заявили о создании промышленно-логистического парка «Обской причал» в районе города Лабытнанги. Согласно официальной информации, проект предполагает модернизацию действующей инфраструктуры речного порта и строительство новых производственных мощностей. В правительстве региона подчеркивают, что «создание надежной логистической схемы приобретает ключевое значение в условиях смещения центров углеводородов добычи на север округа», а также, что развитие нового логистического узла «позволит реализовать цели и задачи, поставленные в Стратегии развития Арктической зоны России и Стратегии развития Ямала до 2035 года».

Кроме этого, на официальном сайте правительства Ямала указывают на то, что «благодаря этому значительно увеличится объем перевалки грузов, будет создан центр оказания логистических и сервисных услуг для предприятий топливно-энергетического комплекса и организовано производство строительных материалов в непосредственной близости от транспортной инфраструктуры». Не совсем понятно, о каких строительных материалах идет речь и на базе чего их будут производить, но мы сейчас не об этом. Да, и, судя по описанию проекта, потенциальным резидентам «Обского причала» даже полагаются определенные налоговые льготы и преференции.

Во всей этой истории возникает вопрос – а как же Северный широтный ход? Возможно, одно другому не противоречит, но разве не СШХ должен был обеспечить «создание надежной логистической схемы»? Получается, что грузы в ту же Сабетту, Новый Порт (оба объекта находятся на полуострове Ямал), а в дальнейшем – и на побережье полуострова Гыдан, где некоторые нефтегазовые компании, например, тот же «НОВАТЭК», уже обозначили свое присутствие, можно будет доставлять по железной дороге до «Обского причала», а там – переправлять водным транспортом по Обской губе? Интересно было бы послушать мнение представителей власти: а зачем тогда мост (пусть даже железнодорожный, не автомобильный) через Обь? Ведь даже в сезон навигации, который в районе Салехарда и Лабытнанги длится примерно с июня по октябрь, завести промышленные грузы по воде окажется дешевле, нежели по железной дороге, которой еще нет. Кроме того, как мы уже неоднократно писали, нефтяники и газовики давно разработали собственные эффективные логистические схемы (хоть и дорогие) и успешно работают на территории полуостровов Ямал и Гыдан, где никаких дорог нет от слова «совсем». Не будем ударяться в конспирологию, но презентация нового логистического объекта немного напоминает «тревожный звонок», когда все, причем не только промышленники, но и местная администрация, уже поняли, что СШХ можно ждать еще очень долго, а грузы сами себя не доставят и углеводороды сами себя не добудут.

Дополнительная «электростимуляция»

Минэкономразвития и Минпромторг продолжают придумывать механизмы стимулирования спроса на электрокары в рамках программы развития электротранспорта в стране. Так, недавно ведомства разработали схему скидок для покупателей электромобилей. Предполагается, что максимальная скидка составит 25% или 625 тыс рублей на автомобиль стоимостью 2,5 млн рублей. Уточняется, что скидка будет предоставляться на машины, производство которых локализовано в России. Например, до конца 2023 года скидка будет распространяться на покупку электромобилей крупноузловой сборки, в том числе с использованием импортной аккумуляторной батареи.

Опустим «малозначительные» подробности на тему «локализация производства электрокаров в России» и посмотрим на реальный спрос. За последние годы, по данным агентства «Автостат», в России действительно наблюдается повышенный спрос на электрокары. К примеру, за январь-март 2021 электромобилей в России было продано в 6 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года. Правда, такой впечатляющий рост обусловлен эффектом низкой базы – в абсолютных цифрах этот показатель достиг всего 307 новых автомобилей. Что касается УрФО, то здесь ситуация примерно такая же, как и по всей стране. Согласно исследованиям «Авито Авто», рост рынка подержанных электрокаров в 2020 году составил целых 111%, однако доля электромобилей на вторичном рынке выросла с 0,029% до 0,053%. Как пишет тот же «Автостат», на 1 января 2021 года в Свердловской области зарегистрировано 124 электрокара, в Тюменской области — 112, в Челябинской – 72, в Курганской – 35, в ХМАО — 32, в ЯНАО – 6. Говорить о взрывном спросе, как видно, пока не приходится.

Причины таких медленных темпов роста понятны и уже неоднократно проговаривались экспертами различных уровней: высокая цена нового электрокара (речь, прежде всего, о Tesla), неразвитость зарядной инфраструктуры (хотя энергетики и правительство постоянно рисуют планы о развитии последней) и, наконец, особенности эксплуатации электромобилей в регионах с холодной и длинной зимой. Даже в Тюмени и Екатеринбурге, что уж говорить о зиме в ХМАО и ЯНАО, где, с одной стороны, больше людей могут себе позволить новую Tesla стоимостью в несколько миллионов рублей, с другой – не могут найти заправочную станцию для своего электромобиля. Заряжать авто в течение суток от розетки при температуре воздуха – 30 почему-то хотят немногие. Как пишут многие telegram-каналы, «вангуем»: вряд ли в ближайшее время многие нефтяники, газовики и металлурги УрФО выберут в качестве топлива электроэнергию. Даже «газомоторка» на этом фоне смотрится более резонно, да и патриотичнее.

© Аркадий Янсон