Нефтяная провинция. Свердловская
Власти Свердловской области не оставляют надежду сделать регион нефтяной провинцией, пусть и не такой значимой, как Югра или Ямал. Накануне губернатор Евгений Куйвашев выступил с заявлением, что на севере области «нефть есть и я склоняюсь к тому, что мы ее когда-то будем добывать». Речь идет о четырех месторождениях на территории региона в Красноуфимском и Гаринском районах. Одни СМИ сразу поспешили привести цитату губернатора Свердловской области о «10 млн тонн извлекаемых запасов», другие указали на то, что даже в «коронакризисный год» годовой объем добычи нефти в соседней Югре составил более 210 млн тонн и всерьез относится к Свердловской нефти не стоит. Попробуем ответить на вопрос: «Много ли нефти на Урале и можно ли ждать выгод промышленникам, бюджету и другим заинтересованным лицам?».
До открытия месторождения в Гаринском районе на начало 2019 года извлекаемые запасы нефти на месторождениях Свердловской области составляли: по категории С1 – 0,947 млн тонн, по категории С2 – 4,874 млн тонн (данные «Роснедра»). Поясним – категории С1 и С2 в геологии означают слабо разведанные и перспективные запасы. Проще говоря, объемы не подтверждены, и при реальной добыче с большой долей вероятности, порядка 50%, на определенном участке уральской земли запасы составят не 4,874, а только, к примеру, 2 млн тонн. Чтобы точнее определить объем запасов, необходимы дорогостоящие геологоразведочные работы (в частности – разведочное бурение), в которые ни одна крупная компания не будет вкладываться, если посмотрит на такие смехотворные цифры, а для большинства мелких игроков нефтегазового сектора такие мероприятия окажутся просто не по карману.
Лирическое отступление: в середине нулевых, когда власти активно пиарили уже забытый мега-проект «Урал Промышленный – Урал Полярный», речь шла о миллионах тонн полезных ископаемых (угля и различных ценных редких металлов). Проект, как мы помним, так и не был реализован. Конечно, Свердловская нефть не требует таких объемов инвестиций, да и государство теперь вряд ли просто так позволит выделить большие суммы на исследования, которые ни к чему не приведут. Но вопрос оценки запасов чиновниками, а не геологами, был актуален всегда. Оценивая подходы некоторых политиков, один ученый из екатеринбургского ВУЗа иронично заметил: «Я могу сказать, что под современным Екатеринбургом есть огромные запасы золота и теоретически меня никто не опровергнет, потому что все геологические предпосылки для этого есть».
Разговоры о Свердловской нефти ведутся очень давно. Например, как пишет «Коммерсант» в середине 90-х правительство Свердловской области совместно с «Уралтрансгазом», «Уралмашем», Синарским трубным заводом и еще несколькими структурами создало ОАО «Уралнефть» для геологоразведки и добычи нефти на территории региона. Предприятие эксплуатировало Субардинское и Сухореченское месторождения на территории Красноуфимского района. Но выйти на промышленные объемы не удалось. Бывший губернатор области Эдуард Россель тоже мечтал о добыче «черного золота» на Урале, хотя сложно сказать, надеялся ли политик на внушительные залежи нефти (а, соответственно, и дивиденды) или просто «из принципа» хотел показать, что регион богат не только твердыми полезными ископаемыми… Однако что-то подсказывает, что в поле зрения нефтяников скорее всего попадут не мелкие месторождения, осваивать которые просто нерентабельно, а более-менее серьезные лицензионные участки на севере Ямала или, скажем, в Восточной Сибири.
Таким образом, на сегодняшний день озвученные объемы запасов нефти в Свердловской области явно не соотносятся с мечтой даже о небольшой стабильной нефтяной ренте. И даже если запасы нефти по категории А1, то есть детально разведанные, практически полностью подтвержденные, всех нефтяных месторождений севера Свердловской области будут составлять 30, 50, 80 млн тонн, даже если нефтяные компании за них возьмутся не взирая на полное отсутствие инфраструктуры, просто из-за любви к искусству, то каких-то особых дополнительных доходов в бюджет губернатору ждать не стоит. В том числе и при условии, что случится чудо, и нефтяники зарегистрируются на территории Свердловской области. Неспроста регион давно славится именно горнодобывающей (а не нефтегазовой) отраслью. Ну, еще и машиностроением. Смиритесь уже.
Все идет по плану
«Новатэк» продолжает наращивать ресурсную базу на Ямале. Компания «Ямал СПГ Ресурс» («дочка» «Новатэка») выиграла аукционы на право пользования Арктическим и Нейтинским месторождениями, расположенными на полуострове Ямал. За участки компания заплатила более 13 млрд рублей, лицензия рассчитана на 27 лет. Кроме того, Правительство РФ разрешило использовать для производства газохимической продукции месторождения Верхнетиутейское и Западно-Сеяхинское на Ямале.
Вряд ли кого-то удивляет поступательная стратегия, которой придерживается глава «Новатэка» Леонид Михельсон. Очевидно, что пока карта идет, нужно брать. Напомним, что на прошлой неделе стоимость природного газа на бирже ICE превысила 700 долларов за 1 тыс. кубометров. По большей части эксперты объясняют такой рост повышенным спросом на СПГ в Азии, куда сейчас и уходят все танкеры с «голубым топливом». В том числе – танкеры «Новатэка». Кстати, накануне «Газпром» заявил о завершении строительства экспортного газопровода в Европу «Северный поток – 2», однако, как отмечают аналитики, даже два «Северных потока» не смогут полностью удовлетворить потребности европейцев. Опять же – хорошая возможность для СПГ «Новатэка». А если и погода этой зимой опять подыграет Леониду Михельсону, то мы снова сможем порадоваться за акционеров компании. Правда, за регионы присутствия, как мы уже писали, радоваться особо не придется, но это другой вопрос.
Демократичный зеленый
В Екатеринбурге анонсировали приобретение 60 автобусов на метане, которые выйдут на линию уже этой осенью. Сообщается, что «Екатеринбург вошел в программу софинансирования покупки новых единиц техники на условиях 60-20-20, где 60% от суммы контракта оплачивает федеральный центр, и по 20% – бюджеты Свердловской области и столицы Урала».
Вроде бы, все замечательно – власти заботятся об экологии (метан, бесспорно, менее вреден для окружающей среду по сравнению с тем же бензином или дизелем) и об экономике (метан значительно дешевле, а кроме того большую часть новых автобусов оплатили федералы). Однако, как всегда, есть нюанс. Новые автобусы – это «НЕФАЗы» (бренд входит в группу компаний «КамАЗ»). Достаточно вспомнить, что в ноябре прошлого года власти Екатеринбурга закупил 57 новых «метановых» автобусов этой же марки, а позже выяснилось, что новые транспортные средства с трудом работают даже при температуре минус 10 градусов. В пресс-службе администрации Екатеринбурга тогда заявили, что «техника проходит обкатку». Интересно, учли ли производители этот «небольшой» недостаток или опять обкатка будет проходить непосредственно на линии? Зима покажет.
© Аркадий Янсон