​«В ближайшую пятилетку нам предстоит много работы». Как новая «артерия» Югры изменит логистику всей страны

Наталья Комарова Фото: Полина Зиновьева

В Югре определили подрядчика, который займется строительством стратегически важного для всей страны объекта. Речь идет о новом мосте через реку Обь в районе Сургута. После подведения итогов победителем конкурса признана компания депутата Тюменской облдумы Николая Руссу «Мостострой-11», принимавшая участие в строительстве Крымского моста. Они согласились возвести мост через Обь за 60,9 млрд рублей – на 1,5 млрд дешевле начальной стоимости контракта. О том, как новый мост позволит перераспределить транспортные потоки, разгрузить эксплуатируемый мост через Обь в районе города Сургута и обеспечит стабильную автотранспортную связь с другими регионами России – в материале УралПолит.Ru.

С чего все началось

Действующий сегодня мостовой переход через Обь возле Сургута – единственное связующее звено между крупнейшими в мире районами по добыче углеводородов с регионами России уже исчерпал резервы пропускной способности. Мост был введен в эксплуатацию еще в 2000 году, но за прошедший период времени резко возросли уровень автомобилизации и объем грузоперевозок. В итоге существующий мост оказался сильно перегружен, а предельная нагрузка на конструкцию увеличилась в разы. При этом, при любом ограничении движения (будь то ремонт или авария) образуются многокилометровые заторы.

Губернатор ХМАО Наталья Комарова начала решать этот вопрос еще в 2013 году. Тогда было выполнено обоснование инвестиций строительства нового моста. А уже в 2018 году глава Югры обратилась к президенту РФ Владимиру Путину. В итоге Правительство России поддержало строительство второго мостового перехода.

«Несколько вопросов было задано мной президенту. В ходе разговора они были поддержаны. В настоящее время есть поручения президента, и мы их отрабатываем с ведомствами, которые глава государства определил нам в качестве партнеров. Один из них – инфраструктурный вопрос о необходимости строительства двух мостов через Обь и Северный широтный ход», – сказала Наталья Комарова.

В 2020 году губернатор Югры вновь обсудила проект уже с вице-премьером России Маратом Хуснуллиным.

«В целом я проект поддерживаю. Качество моста за счет изменений характеристик не должно потеряться», – отметил Марат Хуснуллин.

В 2021 году проект прошел федеральную экспертизу, также решался вопрос о механизме участия российского Правительства в строительстве.

«Проектно-сметная документация разработана и до конца августа мы должны получить заключение. В бюджете текущего года заложили средства для строительства. В течение двух-трех месяцев, будет принято решение о том, каким образом будет осуществляться механизм реализации проекта и то, как в нем будет участвовать правительство РФ», – комментировала ранее Наталья Комарова.

Тогда же эксперты из Главгосэкспертизы России заявили, что новая транспортная артерия снизит нагрузку на транспортные сети Сургута.

«Строительство нового мостового перехода в Сургуте с выходом на Восточную объездную автодорогу позволит значительно разгрузить действующий вантовый мост и повысить пропускную способность городской дорожно-уличной сети», – уточнили в Главгосэкспертизе.

Югорские власти объявили конкурс по строительству второго моста через реку Обь возле Сургута еще начале апреля этого года. Стартовая цена контракта составляла 62,5 млрд рублей. В правительстве региона отмечают, что все идет по плану, а строительство начнется уже в этом году. Ввести в эксплуатацию его планируют уже в 2026 году.

Совсем недавно стало известно, что компания «Мостострой-11» стала победителем открытого конкурса. Стоимость контракта составляет почти 61 миллиард рублей.

«В ближайшее время проект контракта будет направлен победителю открытого конкурса для рассмотрения и подписания со своей стороны. Документ будет заключен по завершению предусмотренных законодательством процедур», – говорится в сообщении.

Напомним, что «Мостострой-11» – одна из крупнейших в России диверсифицированных компаний строительной отрасли, которая принадлежит известному депутату Тюменской облдумы Николю Руссу. Главными направлениями ее деятельности являются: строительство и реконструкция автодорожных, железнодорожных мостов, путепроводов, а также других объектов транспортной инфраструктуры.

Какой он – мост государственного значения?

Это будет исключительный по своим масштабам и значимости объект: общая протяженность трассы мостового перехода составит 45,56 км, в том числе 1,76 км моста, внеклассный балочный мост, семь пойменных мостов и путепроводов, две транспортные развязки, четыре многофункциональных площадки отдыха с АЗС.

Как отмечают власти, новый сургутский мост позволит перераспределить транспортные потоки, разгрузить эксплуатируемый мост, создать альтернативное направление для круглосуточного пропуска тяжеловесного транспорта и, главное, – обеспечит стабильную связь с другими регионами России и функционирование нефтегазодобывающего комплекса.

Второй мостовой переход через реку Обь в районе города Сургута – один из важнейших инфраструктурных объектов, обеспечивающих развитие транспортной доступности не только Югры, но и Арктических территорий.

Он станет важной частью перспективных федеральных транспортных коридоров «Тюмень - Тобольск - Сургут - Новый Уренгой - Надым – Салехард» и «Пермь - Ивдель - Ханты-Мансийск - Сургут - Нижневартовск – Томск», которые в свою очередь являются значимыми звеньями направлений Арктика - Азия и Северный широтный ход.

Важности строительства Северного широтного хода и в конечном итоге выходу к северным морям особую значимость придает Владимир Путин. Во время недавнего совещания по вопросам развития арктической зоны он отметил, что в условиях введенных санкций, очень важно реализовывать текущие проекты.

«Мы давно занимаемся Северным широтным ходом. Запуск этого проекта позволит в том числе разгрузить БАМ и Транссиб. И это принципиально важно с учетом переориентации на Восток наших основных экспортных ресурсов», – уточнил он.

Важный объект планируется построить на условиях долевого финансирования в пропорции: 60% – средства федерального бюджета и 40% – из казны региона.

Уже сегодня, по информации федерального дорожного агентства, новый мост через Обь включен в проект пятилетнего плана дорожного строительства в РФ на период 2023-2027 годов.

«В ближайшую пятилетку нам предстоит много работы. Это воплощение в жизнь масштабных инфраструктурных проектов, таких как строительство второго мостового перехода через Обь. Вовлечение в разработку трудноизвлекаемых запасов Западной Сибири и развитие наукоемких нефтегазохимических производств», – говорит Наталья Комарова.

По мнению депутата Госдумы от Югры, экс-главы Сургута Вадима Шувалова, второй мост через Обь улучшит транспортную доступность для югорчан и бизнеса, разгрузит уже действующие маршруты, повысит пропускную способность региональной дорожной сети и обеспечит людей дополнительной работой. Все это даст новый рывок в развитии округа, а это – новые предприятия и рабочие места.

«Наш округ растет и развивается, жители становятся более мобильными, а бизнес стремится осваивать все уголки региона. Хорошие дороги – это наше спокойствие и безопасность, предсказуемость и надежность для бизнеса», – резюмировал он.

Такого же мнения придерживается член Общественной палаты Югры Алексей Редькин.

«Конечно мост нужен и важен. С учетом большого количества грузов перевозимых автотранспортом мост нужен всем И Югре и Ямалу, и всей стране», – считает эксперт.

Доцент, кандидат юридических наук и эксперт Станислав Розенко в разговоре с корреспондентом УралПолит.Ru уточнил, что эта проблема назревала давно, потому что округ развивается и через него проходят дороги в сторону Ямала, где также происходит развитие экономики.

«Два моста через достаточно крупную реку – необходимые инвестиции в строительство. И мост в первую очередь соединение межрегионального транспортного сообщения. С другой стороны, конечно, не просто инвестиция, а возможность в последующем работать с грузами, пассажирами и самое простое: нынешний мост слишком перегружен, а значит решится проблема выбора: какой мост перекрывать, если понадобиться, а какой будет функционировать», – считает он. 

Профессор финансового университета при Правительстве РФ, экономист Александр Сафонов в разговоре с корреспондентом УралПолит.Ru добавил, что строительство моста через Обь этот важнейший инфраструктурный проект.

«Мост должен обеспечить железнодорожные перевозки нефти и газа в направлении Тихо-азиатского региона. Это повышает мобильность поставок. Развитие СПГ в последнее время, а также структурные изменения глобальных экономических связей требует от производителей углеводородов логистической гибкости, что не может обеспечить трубопроводный транспорт. По сути, речь идет о расширении географии поставок. При успешной реализации проекта это позволит региону создать более 10 тыс. рабочих мест», – уточнил эксперт.

Гендиректор института региональных проблем Дмитрий Журавлев также отмечает, что новые проект позволит создать дополнительные рабочие места, а также запустить новые производства на севере.

«Транспортная доступность в таких регионах, как Югра, является важным фактором. Этот мост важен и будет построен благодаря федеральной поддержке. И хорошо, что мост начнут строить в скором времени. Также можно будет говорить об увеличении объемов оборота товаров между регионами и удешевлении этого оборота, плюс рабочие места. Сам по себе мост рабочие места дать не может, но то, что это приведет к тому, что товары можно будет возить в больших объемах и при этом тратить меньше денег, это и создаст рабочие места. Плюс может появиться какое-то производство на севере, которое сейчас не рентабельно из-за финансовых затрат, а после строительства моста будет актуально», – резюмировал Журавлев.

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров