Четыре года назад предприниматель из Ханты-Мансийска Сергей Ставский решил разработать свой бренд одежды. Особенность бренда – его локальный характер, он несет в себе культуру Югры. По словам бизнесмена, бренд «Емас» – это возможность сказать, откуда ты, без лишних слов. О создании югорского мерча, открытии в пандемийный период, влиянии санкций и планах на будущее – в интервью УралПолит.Ru.
Сергей, расскажите, как к вам пришла идея создавать одежду с югорским орнаментом? С чего все началось? Что означает название «Емас»?
– «Емас» в переводе с мансийского языка означает «хорошо». Я недавно говорил на одной из передач, что у нас был так называемый проектный подход – это когда что-то есть, но этого быть не должно, а чего-то нет, но это должно быть [улыбается]. И вот этого «чего-то» не было. Мы решили, что нужно попробовать сделать единый югорский мерч, который будет говорить сам за себя. Собрались, придумали, начали искать инструменты реализации. Обычная компания молодых людей, никогда ранее не занимающихся предпринимательскими проектами. Просто решили сделать.
Тяжело ли было развивать бизнес в пандемийный период? Какие сложности возникали? Как справлялись?
– Это была беда, потому что все закрылось, продажи сильно упали. Мы тогда решили все переформатировать. У нас производство аутсорсинговое, не свое – мы разрабатываем только модели и дизайны. Решили попробовать поэкспериментировать и перевести логистический центр в Екатеринбург, чтобы не было отдельной локации в округе, чтобы оттуда все покупки осуществлялись. Запустили пилотный проект. Он, конечно, не отработал как надо, но пандемией год позволил нам провести такой эксперимент.
Где вы взяли первичный капитал на запуск первой коллекции? Сколько потратили?
– Сами накопили [улыбается]. Денег не сильно много нужно было, порядка 100 тысяч рублей. Поэтому накопили, скинулись, подумали, если не продастся, то друзьям раздадим.
На ваш взгляд, достаточно ли мер поддержки предлагает государство или все-таки чего-то не хватает?
– Я не могу сказать за все субъекты Российской Федерации, но конкретно в Ханты-Мансийском автономном округе мер поддержки огромное количество. Например, фонд «Мой бизнес» постоянно проводит различные бесплатные обучения, дает возможность проконсультироваться и подать документы на регистрацию товарного знака. Это значительно упрощает жизнь современному предпринимателю. На самом деле, таких мер поддержки в нашем регионе очень много. Если человек заинтересован в развитии своего бизнеса, то он их ищет, находит и использует.
Как на сегодняшний день изменился ваш бизнес? Насколько все выросло? Сколько человек у вас работает?
– Локальные бренды они, на самом деле, тем славятся, что живут исключительно внутри региона и утоляют потребности жителей своего округа. Мы потихоньку развиваемся: коллекции делаются, сразу же реализовываются, отклик югорских покупателей есть. Сделали сайт, арендовали склад, зарегистрировали товарный знак, недавно получили документы буквально. Идет процесс. Конечно, не так быстро, как хочется, потому что я единственный владелец бренда, а помимо него я еще руковожу детским технопарком «Кванториум», преподаю прикладную космонавтику, учусь в аспирантуре и пишу кандидатскую диссертацию. Не всегда хватает времени погрузиться в бренд.
Официально работаю я один, но есть еще не официально работающие ребята. Например, дизайнер, у меня с ним крутой коннект. И есть очень хороший помощник в Екатеринбурге, который отвечает за взаимодействие производства.
Сколько времени занимает разработка полноценной линии одежды? Какие виды одежды вы выпускаете? Что больше всего пользуется спросом?
– Где-то полгода работаем над коллекциями, чтобы детально и классно все проработать.
Мы любим говорить о том, что бренды, которые только начинают работать, они три года подряд делают только футболки, а у нас сразу началось с пяти моделей. Сейчас их уже больше 15, у нас есть все: от толстовок, худи и футболок до платьев, дождевиков и пончо. Также есть детские коллекции. В общем, огромное количество моделей, но самая популярная, конечно, у нас толстовка «малица» – это у коренных малочисленных народов севера так называется верхняя одежда. У нее в капюшоне установлена москитная сетка от комаров, поэтому можно комфортно гулять по региону. Вот она самая популярная. Помимо одежды есть еще различные аксессуары, шапочки и кружечки. Все с этнокультурным кодом Югры. У нас даже есть любимая крылатая фраза: «Емас – скажи, откуда ты, без слов».
Повлияла ли экономическая ситуация в стране и мире в целом на ваш бизнес? Может быть, материал был иностранный?
– Мы в своей работе используем исключительно турецкий трикотаж, а в связи с политико-экономической ситуацией он подорожал на 40%, поэтому у нас были определенные сложности в этом плане. Но потихоньку, раз за разом, справляемся, по крайней мере за последние полтора года мы ни разу не повысили стоимость наших изделий. Мы вообще за всю историю существования бренда один раз повышали цены на товар. Поэтому, да, ситуация, конечно, повлияла, но мы справляемся.
Видите ли вы в западных санкциях возможность роста для российских компаний?
– Да, конечно. Все говорят про импортозамещение, а мы про импортоопережение больше любим говорить. Мы можем все свое создавать. Сейчас самое что ни на есть время для действий. Просто бери и делай, бери то, чего нет, то, что ушло, и внедряй. Это нормальная практика.
Как изменился спрос на ваш товар за последний год? Многие говорят о падении платежеспособности населения. Вы ощутили это?
– Не знаю, обусловлено ли это тем, что у нас в регионе просто уровень повыше, чем, возможно, в других субъектах страны, но как покупали, так и покупают. Ничего не изменилось. Еще есть такая тенденция: кто купил один раз, придет и второй [улыбается]. Это нас и радует. Еще недавно проходила выставка «Товары земли Югорский», на ней проводился конкурс «Лучший товар Югры», мы выиграли в номинации «Выбор потребителей».
Как у вас выстроена система реализации продукции? Маркетплейсы?
– На маркетплейсах – нет, потому что мы делаем небольшие коллекции, порядка 150-200 вещей, а на маркетплейсах и брак бывает, и всякие скидки у них постоянно, не выстроить работу нормально. Поэтому у нас есть свой сайт, есть группа в социальной сети «ВКонтакте» и есть офлайн-пространство в Ханты-Мансийске. Отправка у нас по всей России, буквально вчера отправил кружечку в Москву, а до этого десять отправил в Тюмень. До последних событий у нас одежда уезжала и в Англию, и в Германию.
Поделитесь вашими дальнейшими планами. Может быть, планируете расширять производство или пополнять ассортимент?
– За счет как раз грантовых средств, которые в скором времени поступят, я закуплю часть станков для нанесения дизайна на ткань, и нанесение будет происходить уже здесь в Ханты-Мансийске, что упростит и ускорит выпуск. Также готовим одну большую коллекцию на весну, в ней будут три новые модели и новые дизайны. Поэтому есть много планов, огромное количество [улыбается]. Будем осуществлять.
© Диана Устинова
Читайте еще материалы по этой теме:
-
Студент, основатель бренда «Ямал' да удал» Эргаш Рузиев: «Нет смысла создавать бренд ради бренда. В любой вещи должна быть своя философия»
-
Американский бренд обуви продолжит работу в Тюмени под другим названием
-
Екатеринбургская бизнес-вумен выпустит коллекцию одежду для разных поколений
-
Уральский бренд нижнего белья откроет магазин в крупнейшем ТЦ мира
-
Zarina займет место ушедшего европейского бренда в тюменском ТРЦ
-
Sela заменяет уходящие европейские бренды в тюменских ТРЦ
-
Екатеринбургская бизнесвумен выпустила коллекцию новогодних нарядов в коллаборации с фондом помощи бездомным животным
-
Россияне стали покупать меньше одежды и обуви
Вы можете поделиться новостью в соцсетях