Каким именно образом может измениться политическая карта Курганской области в будущем при сохранении текущих негативных тенденций – в материале УралПолит.Ru.
Стремительно ухудшающееся социально-экономическое положение Курганской области может стать благоприятной почвой для различных оппозиционных сил. Такого варианта развития событий уже в обозримой перспективе не исключает ряд представителей политологического сообщества. При этом о своих претензиях на весомое место на политической сцене Зауралья могут заявить как традиционные парламентские партии, так и не входящие в узкий пул традиционных оппонентов «Единой России». Однако для этого необходим ряд условий. Каким именно образом может измениться политическая карта Курганской области в будущем при сохранении текущих негативных тенденций – в материале УралПолит.Ru.
Визуально текущая политическая ситуация в Зауралье не имеет существенных отличий от большинства других регионов. Выборы в областной парламент завершились уверенной победой партии власти, получившей 27 мандатов из 34. Остальные распределили между собой КПРФ (три), ЛДПР (два), а также «Справедливая Россия» и Партия пенсионеров (по одному). Впрочем, как отмечал председатель облизбиркома Валерий Самокрутов, при голосовании по единым округам коммунисты смогли набрать 19,05% голосов, ЛДПР – 14,46%, «Справедливая Россия» – 10,54%. Это вкупе выглядит достаточно весомым показателем. При этом в «красном лагере» остались недовольными итогами выборов и ходом их проведения. Обращали в оппозиции внимание и на «крайне низкую явку, что говорит об уровне доверия населения».
Схожая картина наблюдается и в муниципальных думах, где в текущем году также прошла масштабная избирательная кампания. В органы местного самоуправления были избраны 318 кандидатов от «Единой России» и 48 представителей крупных оппозиционных партий, из которых 31 был выдвинут КПРФ. Что касается гордумы Кургана, где выборы прошли в прошлом году, то и в ней преимущество «Единой России», несмотря на смену состава на 73%, по-прежнему осталось значительным – 18 из 26 мандатов.
Однако такое соотношение сил, по мнению ряда наблюдателей, говорит не столько об уровне доверия населения к «единороссам», сколько о «все более усиливающемся расколе между политическим официозом и запросами жителей».
«Большинство просто игнорирует выборы, а при низкой явке партии власти, сосредоточившей в своих руках основные ресурсы, намного легче выстраивать ту конфигурацию, которая есть и в Зауралье, и в большинстве других регионов по всей вертикали», – отмечают в политологическом сообществе.
На фоне такой визуальной политической стабильности область, между тем, регулярно присутствует в СМИ в негативном свете. Провалы фиксируются и в исполнении практически всех национальных проектов, и в ключевой для региона отрасли сельского хозяйства, и в здравоохранении. Нарастающая вторая волна коронавируса и вовсе продемонстрировала близкое к катастрофическому состояние медицины Зауралья. Медики региона вынуждены были обратиться за помощью к федеральным властям за экстренной поддержкой.
Усугубляется социально-экономическая ситуация и в муниципалитетах. Так, к примеру, в конце прошлой недели стало известно, что до сих пор не подключен к теплоснабжению ряд жилых домов и соцобъектов в Притобольном районе. Выяснилось, что трубопровод для подачи ресурса попросту сгнил, ремонтные работы не проводились, а подготовка к зиме была сорвана. Сами жители открыто сообщали, что во всем винят руководство муниципалитета и области и планируют акции протеста, если ситуация не будет исправлена незамедлительно.
Любопытно, что параллельно с многочисленными негативными событиями в Зауралье в повестку вернулись представители оппозиции – как парламентской, так и непарламентской. В середине октября, например, несколько представителей курганского штаба Алексея Навального вместе с инженером-физиком Андреем Ожаровским проникли на территорию производственных объектов компании «Далур» (входит в группу предприятий Росатома, – Прим.ред.), разрабатывающей в области несколько месторождений урана. Они произвели замеры у некой трубы, из которой, с их слов, вытекал урановый раствор, а приборы показали превышение радиационного фона в сотню раз. В итоге сторонники Навального были выдворены за пределы территории объекта. В самой же компании сообщили, что все оборудование находится под постоянным контролем квалифицированных специалистов, которые не фиксировали никаких нарушений, а действия активистов «направлены исключительно на раскачивание ситуации». Действительно, в стремлении остановить разработку месторождений сторонники оппозиционного политика даже выступали единым фронтом с КПРФ.
К слову, КПРФ и «Справедливая Россия» с началом второй волны коронавируса активно «оседлали» «ковидную» повестку. Внимание на это обратили даже местные Telegram-каналы.
«На фоне шума активизировались эсеры. Вспомнил перед выборами про курганскую землю депутат-курганец Саша Ремезков, да и местное традиционно молчаливое отделение заголосило. Ранее в коронавирус вцепилось местное КПРФ. Где же вы раньше то были? Осознала оппозиция, что можно «танцами на костях» себе рейтинг сделать», – отмечает автор Tg-канала «Курганский внук».
Впрочем, эксперты отмечают, что шансы на обострение политической борьбы перед выборами в Госдуму в таких условиях у оппозиции все равно малы. Такое мнение, например, в разговоре с УралПолит.Ru высказал руководитель Института системных политических исследований и гуманитарных проектов Анатолий Гагарин.
«Проблемы в области, безусловно, есть. Они носят как объективный, так и субъективный характер. Но проблемные поля есть сейчас у всех, где-то больше, где-то меньше. Партии, существующие сейчас, не настроены на сведение счетов и конфликты. У них нет для этого ни сил, ни средств. Однако, если кто-то вложится в них, эффект может быть. Но пока все в режиме лишь какими-то информационными ударами. А политические удары нужно готовить, финансировать и организовывать. Можно, конечно, прислать десант, но в эскалации политической ситуации, думаю, не заинтересован никто. В отличие от экономической и информационной сферы, это палка о двух концах, и прилететь может в итоге всем. И в оппозиции, думаю, это тоже понимают. Сейчас время не для политических войн, а для спасения региона», – прокомментировал ситуацию эксперт.
«Подобные ситуации, безусловно, увеличивают протестный потенциал. Таких регионов, как Курганская область, мало. Курган, Астрахань и Улан-Удэ занимали «почетные» места снизу по уровню жизни в 2019 году. Попасть в такую тройку – это сильно нужно постараться. Но чтобы протестный потенциал превратился в протестную политику, нужны условия. Если даже предположить, что оппозиционные парламентские партии реально оппозиционные, что они могут предложить? Они десятилетиями сидят рядом в думах, и ничего не меняется. Что касается непарламентской оппозиции, то в ней можно выделить ультралевых (которые любят звать Русь к топору, но тоже ничего предложить не могут), левоцентристов (они что-то набрать могут, но не более) и праволиберальную оппозицию, которая где-то победить может только, если все развалится вообще к чертям. Они, как правило, богатые, а народ в Кургане бедный, и друг друга они не любят еще больше, чем власть», – поделился мнением с УралПолит.Ru директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.
По словам Дмитрия Журавлева, в регионе присутствует теоретический протестный потенциал, но неясны механизмы его канализации, поскольку всех, кто способен его канализировать, «озабочены собственными проблемами». Не способны к разворачиванию потенциала и новые партии лево- и правоцентристского толка, так как фактически их цель – влиться в политический мейнстрим.
Курганский «соколы Жириновского» и вовсе не видят, чтобы на ситуации с коронавирусом в регионе кто-то пиарился.
«К пандемии коронавируса можно по-разному относиться и мы видели, в какой обстановке проходили выборы в Курганскую областную думу. Но, честно говоря, я не заметил, чтобы на этой ситуации кто-то пиарился или пытался как-то использовать. Это правильно. Каких-то требований «снять-наказать» не выдвигалось. Возможно, тяжелая ситуация всех объединяет. Но если говорить о роли оппозиционных партий, мы изначально говорили, причем задолго до пандемии, что нужно искать баланс между властью и оппозицией. Вводить ее представителей и в областное правительство, в структуру областной думы, чтобы давать возможность реализовывать свои идеи. Я уверен, что тогда ряд острых вопросов будет сглаживаться», – поделился мнением с УралПолит.Ru депутат регионального парламента от ЛДПР Юрий Ярушин.
Не желая идти на сотрудничество, партия власти, по мнению депутата, «сама развязывает рук оппозиционерам».
Более жестко оказались настроены в стане курганских коммунистов. По мнению представителя КПРФ в гордуме Кургана Якова Сидорова, ситуация, при которой политический ландшафт в регионе изменится, вполне возможна.
«Давайте рассмотрим вектор возможного развития событий с точки зрения последних, еще свежих, выборов. Они чем-то напоминали спецоперацию по захвату власти. Оппозиционные настроения в области есть, присутствуют и не угасают. Почему они ярко не проявляются? Ситуация с COVID-19, действительно, сложная, и звать сейчас людей на митинги, значит, рисковать их здоровьем и кошельками. Прецеденты уже были – по тем же навальнистам прошлись. Но это временно. Как только схлынет, протест выйдет на улицы. И еще неизвестно, в каком виде и в каком формате», – предупреждает собеседник УралПолит.Ru.
Собственный взгляд на возможное развитие событий высказал и еще один собеседник издания, имеющий опыт участия в муниципальных выборах в качестве самовыдвиженца. В противовес своим коллегам, он полагает, что никакого существенного изменения политического поля в Курганской области произойти в близкой перспективе не может.
«Однозначно нет. Что в, скажем так, культурной оппозиции – КПРФ, ЛДПР, «Справедливой России», – что, тем более, в «дикой», нет людей, за которыми могла бы пойти основная часть населения. Когда я участвовал в муниципальных выборах, мне избиратели прямо говорили, что лучше бы я вообще не ассоциировался ни с одной из политических сил, поскольку всех ненавидят. «Единую Россию» за то, до чего она довела за столько лет у власти, а остальных за то, что позволили. На выборах этого года доходило до того, что оппозиция брала на кампании деньги у «Единой России», то есть, шла на все согласования и расторговки. Повод для усиления оппозиционных настроений, безусловно, есть, но нет реальных возможностей», – поделился своим мнением собеседник агентства.
По мнению собеседника издания, пока практика расторговок и соглашений между оппозицией и властью будет сохраняться, «ничего реально значимого ждать не стоит» и статус-кво будет сохраняться при всем недовольстве населения.
Автор: Александр Филиппов
© Аркадий Янсон
Читайте еще материалы по этой теме:
-
Глава Зауралья разочаровался в местных жителях
-
Власти Зауралья попросили денег у Москвы на борьбу с COVID-19
-
Депутат Госдумы Валерий Гартунг заразился коронавирусом
-
Глава Зауралья получил «черную метку» от Генпрокуратуры из-за срыва отопительного сезона
-
Год у руля Зауралья. Что удалось Вадиму Шумкову, а над чем еще стоит поработать
-
Сергей Муратов стал сенатором от Зауралья
-
В Зауралье снова произошли кадровые перестановки. Свой пост покидает глава депздрава
Вы можете поделиться новостью в соцсетях