Основатель ГК PRO Андрей Гончаров — о роли бизнеса в жизни страны: «Если мы сможем сделать предпринимательство модным, будем жить гораздо лучше»

Андрей Гончаров Фото: Иван Кабанов

Горизонт планирования жизни за последние 12 месяцев сильно сократился — с трех-пяти лет до полугода. Изменения ощутили на себе и предприниматели, которые оказались в новых условиях. Одни взяли паузу и замерли, другие — научились новому и адаптировались к реальности. Об отношении общества и власти к бизнесу, санкционном эффекте, необходимости принимать «условия игры» и предпринимательском мышлении — в интервью УралПолит.Ru с основателем инвестиционной компании PRO Андреем Гончаровым.

Андрей Николаевич, компания PRO занимается инвестициями, каковы сферы ваших интересов? Какие компании выбираете для инвестирования?

— Мы — инвестиционная компания PRO, которая ищет интересные проекты. Но вкладываемся не в стартапы, а в уже в действующие молодые компании с выручкой несколько сотен миллионов рублей в год. Мы помогаем этим бизнесам вырасти в несколько, а то и в десятки раз. Сферы, которые нас интересуют— сельское хозяйство, легкая промышленность, ритейл, общественное питание, недвижимость, fashion и ряд других.

Сейчас у нас есть портфель компаний, из каких-то мы вышли в прошлом и позапрошлом году — это нормально. В настоящий момент находимся в активной стадии поиска проектов, смотрим по сторонам, держим нос по ветру.

Вы инвестируете в компании из разных отраслей. С чем связано такое ваше поведение как предпринимателя?

— Это логика инвестиционного бизнеса: нельзя зацикливаться на одной из отраслей, на одном направлении. На самом деле, наша компания берет очень узкий сегмент. Мы не рассматриваем для себя огромные пласты экономики, потому что нельзя разбираться во всем. Нам интересны сферы услуг и потребления. Это то, что находится близко к человеку, — такая сфера ежедневных потребностей.

Какие сферы еще планируете покорить?

— Если мы в отрасль заходим, то это не значит, что у нас в ней только одна компания — их может быть несколько. Сейчас мы ведем переговоры на рынке fashion-индустрии с несколькими компаниями и, возможно, проинвестируем в них. Потому что с уходом крупных международных игроков высвобождаются ниши, почему бы этим не воспользоваться?

Вы сами подвели к вопросу об освобождении рынка: как санкции и уход иностранных компаний изменили ваш бизнес?

— Естественно, положение наших компаний изменилось, но нужно детально смотреть на каждую отрасль. В каждой — разные тенденции. Когда все говорят про импортозамещение, то очень часто даже не до конца понимают, что это за понятие, и интерпретируют его как переход от европейских или американских компаний к другим поставщикам — это не импортозамещение, это тот же самый импорт, но из другой страны. Импортозамещение — это когда внутри страны начинает что-то производиться. Это не быстрый процесс. Сейчас мир турбулентный, все меняется, но самое главное, как мне кажется, наступило время предпринимателей и менеджеров с предпринимательским мышлением. Необходимо находить ниши, быть гибким — все это качества предпринимателя, а не администратора. Поэтому бизнесмены в новых условиях чувствуют себя достаточно комфортно.

Если говорить о тенденциях и перспективах, то ключевой момент, о котором нельзя не сказать, — сильно снизился горизонт планирования, что очень мешает. Потому что бизнесу нужен хороший инвестиционный климат, понятный горизонт планирования, тогда можно вкладываться. Сейчас этого в России, к сожалению, не очень много. Но тем не менее мир и жизнь нельзя поставить на паузу, на всех обидеться. Да, ситуация изменилась, но если ты любишь свое дело, а внешние обстоятельства поменялись, то подстраивайся под них, ищи новые ниши, новые бизнесы и возможности, как бы банально это ни звучало, — расти, играй в любимую игру под названием «бизнес».

Насколько сильно изменился ваш горизонт планирования?

— Если раньше можно было планировать стратегию компании на 3–5 лет, то сейчас — на несколько месяцев, на полгода, максимум на год. При этом ты не знаешь, как внешние обстоятельства поменяются. На смену жестким стратегиям и детальным планам приходят гибкие стратегические замыслы.

В феврале устойчивость бизнеса пошатнули санкции, в сентябре случилась частичная мобилизация. Повлияла ли она на бизнес?

— Я бы не стал выделять именно частичную мобилизацию как причину, мы имеем большой набор факторов. Естественно, в нем есть и частичная мобилизация, которая сказалась на бизнесе, как и на бытовых привычках, жизни, мыслях. Все это не может пройти мимо нас. Внешние обстоятельства, на которые мы не можем повлиять, они просто существуют, например, как природные явления. Мы же не можем повлиять на температуру за окном или на то, что выпадет снег или дождь, — мы просто теплее одеваемся или берем с собой зонт. На мой взгляд, бизнес должен скорее так мыслить, подстраиваться под внешние факторы, искать, повторюсь, ниши и возможности, двигаться дальше.

На ваш взгляд, дали ли санкции положительный эффект для бизнеса?

— К санкциям можно по-разному относиться. С одной стороны, высвобождаются ниши, появляются новые возможности, когда с рынка уходят серьезные конкуренты — международные компании с недорогим капиталом. Они берут кредиты под 2%, а мы здесь займы получаем под 13–14%. Плюс у них многолетние технологии, наработки. В этой ситуации бизнесу вроде как попроще, но это на первый взгляд. С другой стороны, когда снижается конкуренция, это так или иначе начинает сказываться в долгосрочной перспективе на качестве товаров и услуг для потребителя. Тут как в спорте: когда конкуренция меньше, результат постепенно становится хуже. Конкуренция подстегивает.

Я бы в этом контексте разделил последствия санкций на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Российскому бизнесу интересней конкурировать с транснациональными корпорациями, стремиться к качеству их товаров, услуг, а также опережать их. Хотя многие наши товары уже превосходят иностранные. Настоящая обстановка действительно неоднозначная, если где-то от нее можно выиграть, то где-то в перспективе и проиграть.

Несколько лет назад ваша компания открыла в школах предпринимательские классы. Как появилась идея и к чему приведет ее реализация?

— Несколько лет назад у меня появилась идея, как закрыть внутренний запрос на инвестирование в социум, отдавать еще больше, не считая благотворительных проектов. Я посоветовался со своим ментором, он сказал, что ничего лучше я не придумаю, чем инвестиции в сферу образования. Причем это не бизнес, а такая форма моего вклада в развитие общества. Так возникла мысль о предпринимательских классах, которые объединят в себе две вещи: инвестиции в образование с высоким мультипликативным эффектом и мое видение, что стране нужно больше предпринимателей.

У нас все-таки очень низкий процент предпринимателей и частной инициативы, что сильно сказывается на развитии страны. На мой взгляд, чем больше у нас будет предпринимателей, тем более качественным будет уровень жизни — это прямая корреляция. Так родился проект «Предпринимательские классы». Запустили мы его в 2021-м и за год обучили 500 ребят из трех городов Свердловской области: Полевского, Краснотурьинска и Екатеринбурга. В этом году мы стремимся к цифре в 3 тыс. ребят уже в 10 городах региона. Программа рассчитана на четыре года обучения — это 8, 9, 10 и 11-й классы. Она включает много разных предметов: экономику, финансы, маркетинг, менеджмент и другие дисциплины. Все они преподаются в игровой форме, потому что все-таки обучаем детей.

В России был большой период, около 70 лет, когда предпринимательство было вне закона. Но это неправильно. Переформулирую немного Черчилля: предприниматели — это те, кто тащит государственную телегу вперед. Это драйвер развития экономики и общества. Но в России предпринимательство часто, к сожалению, имеет негативный оттенок. Во многих странах слово «Предприниматель» пишется с заглавной буквы, потому что это тот, кто создает рабочие места, кто генерит налоговую базу. На мой взгляд, предприниматель наравне с учителем и врачом входит в тройку самых важных профессий. Хочется научить этому конкретных ребят, чтобы они не боялись создавать свои бизнесы, начиная с небольшой кофейни, заканчивая крупными промышленными предприятиями.

В России истоки предпринимательства родились не в 90-е годы XX века, а гораздо раньше, много веков назад. В стране была плеяда очень сильных предпринимателей, в частности на Урале. Мы, кстати, детям об этом рассказываем в рамках проекта — их программа начинается с истории русского предпринимательства, с истории уральского купечества и промышленности. Показываем сильные традиции, которые когда-то были, и теперь их нужно возродить. Если мы сможем сделать предпринимательство модным и популярным, я уверен, что будем жить гораздо лучше!

Своей деятельностью вы пытаетесь поменять отношение общества к предпринимательству. На ваш взгляд, государство понимает значимость бизнеса или его тоже придется переубеждать?

— Тенденция последних лет: государство начинает понимать, что предприниматель — это самая важная часть экономики. Сейчас с учетом ситуации прямо на наших глазах происходит сплочение власти, общества и бизнеса. Власть начинает помогать бизнесу еще более активно, то есть слышать его. Бизнес на это очень позитивно реагирует, совершаются серьезные шаги навстречу. Здесь как в поговорке: вода камень точит. Очень часто государство формирует общество, общество формирует государство, по типу «что появилось раньше: яйцо или курица?» Что в начале, что в конце, не очень понятно. Мне кажется, что в целом мы идем в правильном направлении с точки зрения важности предпринимательства как для государства, так и для общества.

Детей в предпринимательских классах вы обучаете основам. Нужно ли, на ваш взгляд, учиться взрослым людям бизнесменам и чему?

— Я считаю, что учиться нужно в любом возрасте — это целая жизненная философия и стратегия. На мой взгляд, в современном обществе, если ты хочешь быть успешным, неважно, в какой сфере: бизнесе, медицине или политике, тебе каждый день нужно уметь получать новые знания, интерпретировать их, анализировать и применять — это непрерывный процесс.

Что касается состоявшихся предпринимателей, то на своем примере могу сказать, что учиться надо. В 2014 году я закончил бизнес-школу «Сколково», имея за спиной 10-летний опыт предпринимательства. Мне бизнес-школа помогла посмотреть на бизнес как на систему, получить новые связи, знакомства, более глубокие компетенции в определенных отраслях, например, в корпоративных финансах или международном маркетинге. Все, что мы проходили, дало мне толчок, а я дал новый толчок развитию компании. Она выросла в несколько раз после этого обучения.

Если говорить о начинающих предпринимателях, то, конечно, нужно начинать с азов, понимать экономику. Рынки сейчас стали более конкурентными, чем 15–20 лет назад. Тогда предпринимателю в России достаточно было быть энергичным, чтобы занять одну из многих свободных ниш. Сейчас этого недостаточно — нужны глубокие знания, компетенции в бизнес-процессах, начиная от маркетинга и заканчивая бухучетом, финансами — без этого не выиграть конкуренцию. В этом смысле я считаю, что предпринимателям, даже тем, кто начал давно, все равно нужно обновлять знания, продолжать учиться.

В программе предпринимательских классов мы стараемся сделать большую ставку на развитие soft skills, так называемых «мягких компетенций», которые связаны с эмоциональным интеллектом. В рамках soft skills нужно не просто обладать знаниями, важно их применять, уметь слышать людей, мотивировать, формировать команды — этому всему можно и нужно учиться. Это бесконечный процесс, но начинают всегда с базовых знаний. И как сказал Сократ: «Я знаю, что я ничего не знаю». Чем больше учишься, тем больше понимаешь, что знание безгранично и можно свое управленческое, предпринимательское мастерство совершенствовать и совершенствовать.

Какого результата вы ожидаете от предпринимательских классов?

— Наша программа не рассчитана на то, что все станут предпринимателями. Да, есть план-максимум, чтобы дети стали бизнесменами, а план-минимум — чтобы ребята приобрели так называемое предпринимательское мышление, даже если по итогу выберут другую профессию. Но сам предпринимательский подход — это же не только про бизнес, это определенная парадигма мышления, как подступаться к жизни, быть проактивным и находиться в авторской жизненной позиции. Все это мы стараемся привить школьникам. Мы видим, что около 10–15% выпускников могут стать будущими предпринимателями, но понимаем, что усилия по остальным тоже не пропадут, потому что мы заложим правильную базу. Важно, чтобы ребята стали успешными, приобретя предпринимательское мышление и те самые soft skills.

Андрей Николаевич, вы известны как инвестор. Сегодня, на ваш взгляд, в каком состоянии находится рынок инвестиций: замер или продолжает жить? Во что сейчас стоит вкладывать деньги бизнесу или лучше подождать лучших времен?

— Я считаю, что лучших времен ждать не стоит. Жизнь на паузу, как я уже говорил, поставить нельзя, надо продолжать работать, создавать новые и развивать действующие предприятия, открывать рабочие места. На мой взгляд, можно шаг за шагом добиваться успеха даже в непростых ситуациях.

Что касается рынка инвестиций, то, конечно, их объем сильно сократился, и многие сферы, например, IT, остались, без того объема акционерного капитала, который был раньше. Мы достаточно богатая страна, пятая-шестая экономика мира, и у нас есть большая денежная масса. Проблема в том, что снизилась предпринимательская активность: часть людей уехала, часть замерла. Да и в стране денег гораздо больше, чем интересных проектов. Такой парадокс получается: деньги-то есть, а вот с проектами все не так хорошо, к сожалению.

Я активно призываю предпринимателей не откладывать жизнь на потом, врываться в те свободные ниши, которые образуются, и действовать. Потому что бизнесмен не может просто пойти на лужайку жарить барбекю. Через два-три месяца в таком режиме ему станет невыносимо жить, ему нужно куда-то направлять энергию, знания. Деньги нужно вкладывать здесь и сейчас — ковать железо, пока оно горячо. Только это приведет бизнес к успеху.

Какие планы у группы компаний PRO на ближайшее будущее?

— Компания движется по своей стратегии. В связи с последними событиями мы ее немного подкорректировали, но не сильно. Мы продолжаем искать интересные проекты в своих отраслях. Процесс идет, идет наполнение воронки рассматриваемых проектов, мы в активной стадии. Ведем переговоры по 5–7 проектам. Уверен, что с ГК PRO все будет отлично. Мы не отказались и не собираемся отказываться от амбициозных целей, которые перед собой поставили!


Вы можете поделиться новостью в соцсетях
Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.