«Ситуация с бюджетом будет аховая». Пандемия коронавируса обвалила исполнение нацпроекта «Экология»? На Урале в зоне риска – Челябинск и Югра

Смог
О причинах корректировок, провалах в реализации проекта и дальнейших сценариях развития событий – в материале УралПолит.Ru.
Фото: ФедералПресс / Елена Ельцова

Правительство РФ фактически приостанавливает работу по нацпроектам в связи с необходимостью срочно изыскивать ресурсы для нивелирования последствий пандемии коронавирусной инфекции и экономического кризиса, не в последнюю очередь спровоцированного низкими ценами на нефть. Предложение о пересмотре сроков достижения национальных целей в экономике и социальной политике впервые официально прозвучало накануне в ходе заседания Совета по стратегическому развитию. Таким образом, по мнению многих экспертов, федеральные власти во главе с премьер-министром Михаилом Мишустиным косвенно признают невозможность выполнить заложенные изначально установки в срок до 2024 года. Особые опасения вызывает судьба нацпроекта «Экология», выполнение задач которого для регионов УрФО имеет жизненно важное значение. О причинах корректировок, провалах в реализации проекта и дальнейших сценариях развития событий – в материале УралПолит.Ru.

«Работать предстоит в условиях жестких бюджетных ограничений»

Одним из центральных моментов совещания стало выступление главы кабмина Михаила Мишустина. Отвечая на поручение президента Владимира Путина о подготовке Общенационального плана действий по восстановлению деловой активности и перечня системных решений для преодоления последствий экономического спада, премьер сформулировал предполагаемое содержание комплекса национальных целей, которые должны быть интегрированы в нацпроекты.

По словам Мишустина, комплекс состоит из пяти блоков, в числе которых сохранение населения, здоровья и благополучия людей; возможности самореализации и развития талантов; комфортная и безопасная среда для жизни; достойный, эффективный труд людей и успешное предпринимательство и цифровая трансформация. Тема экологии в отдельный блок выделена не была, но, по всей вероятности, коррелирует с блоком комфортной и безопасной среды Общенационального плана. Примечательно, что премьер-министр не испытывает иллюзий относительно предстоящих условий работы. Выполнять очередные поручения главы государства предстоит в «условиях жестких бюджетных ограничений».

«Мы должны принимать это во внимание при установлении целевых показателей и определении темпов движения к ним. Возможно, продлить сроки достижения национальных целей <…> до 2030 года, при этом максимально обеспечить их преемственность по отношению к тем целям развития <…> и, конечно, учитывать опыт реализации национальных проектов, накопленный за это время. Мы должны завершить корректировку ключевых параметров национальных проектов осенью, чтобы синхронизировать ее с формированием бюджета на ближайшую трехлетку», – сообщил премьер.

Таким образом, оперируя новыми сроками достижения национальных целей, в правительстве, по мнению аналитиков, одновременно сдвигают горизонты выполнения мероприятий по нацпроектам до 2030 года, по всей вероятности, отдавая себе отчет, что по многим из них говорить об успехах не приходится.

Секвестр неизбежен, но регионы и сами не просят денег

Напомним, на старте реализации национального проекта предполагалось, что для реализации всех планов потребуется более 4 трлн рублей. При этом из федерального бюджета до 2024 года планировалось направить свыше 700 млрд, из региональных – около 135 млрд, а остальной объем ресурсов должны были предоставить внебюджетные источники. Однако пробуксовки начались уже на старте, и наиболее болезненными направлениями оказались создание комплексной системы обращения с ТКО (так называемая мусорная реформа, прим.ред.), проекты «Чистый воздух» (крайне злободневные для Челябинска, Магнитогорска и Нижнего Тагила, прим.ред.), «Чистая вода» (в первую очередь, модернизация систем питьевого водоснабжения, прим.ред.).

Немалые суммы, исходя из паспортов региональных проектов и отчетов министерств, на стартовом этапе планировалось выделить в регионах федерального округа. Так, в Югре до 2024 года рассчитывали инвестировать в мероприятия более 25,3 млрд рублей, на Ямале – свыше 3,5 млрд, в Тюменской области – более 14,1 млрд, в Свердловской - около 4 млрд, в Челябинской – более 56 млрд и в Курганской – до 3 млрд рублей.

Однако уже в конце прошлого года все чаще стала озвучиваться информация о нехватке средств и возможном секвестре финобеспечения нацпроекта. Не проявляли активности и региональные чиновники. Так, к примеру, в марте текущего года замдиректора департамента природных ресурсов Курганской области Анатолий Булатов только говорил о необходимости разработать проектно-сметную документацию на мероприятия в рамках проекта, в частности, на реабилитацию Курганского водохранилища, и затем ставить вопрос о привлечении федеральных средств. А в апреле выяснилось, что кассовое исполнение нацпроекта «Экология» в I квартале составило ноль рублей.

Впрочем, Курганская область далеко не единственный регион в стране со схожими управленческими проблемами. По словам собеседников издания в экспертном сообществе, неудивительно, что на федеральном уровне все чаще стал рассматриваться вопрос об изъятии средств из нацпроекта и перебросе их на более актуальные направления. В апреле Минфин анонсировал изъятие из «Экологии» в резервный фонд 8,6 млрд рублей. В июне стало известно о планах сократить количество назначенных к ликвидации свалок в городах и отказе от поддержки инвестпроектов по наилучшим доступным технологиям. Последствия пандемии COVID-19 наложились на «трудности роста» и провальные действия профильных федеральных, региональных и муниципальных чиновников. А в июле в публичную повестку попали и вовсе удручающие цифры, демонстрирующие уровень реализации мероприятий.

«По итогам шести месяцев 2020 года бюджет национального проекта «Экология» исполнен только на 20%. Это один из самых низких показателей среди 12 нацпроектов и Комплексного плана магистральной инфраструктуры. Из 72 миллиардов, предусмотренных в свободной бюджетной росписи, до исполнителей доведено лишь 15,7 миллиарда. Поправки в нацпроект, предусматривающие существенное сокращение финансирования «Экологии» (проектов, по которым отсутствует проектная документация, утвержденная в установленном порядке) и направление «экономии» в резервный фонд, будут рассмотрены на заседании президиума Совета при президенте по стратегическому развитию и нацпроектам. Минприроды может лишиться до 25% средств, предусмотренных законом о федеральном бюджете», – информировал отраслевой телеграм-канал «Зеленый змий».

Нацпроект отправят «прозябать в текущем функционале Минприроды»

Как показало заседание, ожидания относительно секвестра нацпроекта оправдываются, и более того, возникают сомнения в самом успешном выполнении планов до 2024 года, чем и могут быть объяснены сдвиги горизонтов. А экономический кризис и пандемия лишь усугубили ситуацию.

«Похоже, национальный проект «Экология» – действительно все. После внимательного изучения стенограммы утреннего заседания Совета при президенте по стратегическому развитию становится понятно: отдельного нацпроекта «Экология» в обновленном указе Владимира Путина не будет. Ряд федеральных проектов и целевых показателей переместится в направление «Комфортная и безопасная среда для жизни». Куратором этой темы в правительстве будет вице-премьер Марат Хуснуллин. Все, что не соответствует понятию «среда для жизни» (лесное хозяйство, биоразнообразие и прочее), потеряет статус приоритетного, вернувшись прозябать в текущем функционале Минприроды. Из тренда окончательно выпали НДТ и модернизация производства ради снижения негативного воздействия на окружающую среду», – отметили, в частности, авторы профильного телеграм-канала «Нацпроекты».

Между тем, собеседники УралПолит.Ru – экологи, предприниматели, чиновники и финансисты – расходятся в оценках возможных сценариев, связанных с корректировками национальных задач. Особое внимание при этом уделяется регионам Уральского федерального округа. Представители власти и надзорных органов предпочитают занимать осторожную позицию.

Чиновники ждут распоряжений из Москвы, а экологи бьют тревогу

«Я не могу решать за президента. Он сказал, надо подумать. Мы получим документы и будем думать. Сейчас мы идем в графике. Не знаю, как в других регионах, я не могу оценивать работу коллег, но у нас идет все как положено. Как дальше будет? Правительство и президент будут принимать решения, мы будем их выполнять. Лично я думаю, что расширится спектр решений для тех проблем, которые существуют», – полагает министр экологии Челябинской области Сергей Лихачев.

Достаточно оптимистично настроены и во властных структурах ХМАО-Югры, где основными болевыми точками являются накопленные за десятилетия высокотоксичные шламовые отходы, вода, качество которой сложно назвать даже условно-питьевой во многих муниципалитетах, а также многочисленные нелегальные свалки в поселениях и лесфонде. Тем не менее, руководитель Природнадзора Югры Сергей Пикунов в беседе с корреспондентом УралПолит.Ru тревожных настроений не демонстрировал.

«Насколько понимаю, президент объяснил, что с учетом ситуации в международной экономике и ситуации с пандемией коронавируса цели и задачи не бросать, но отодвинуть сроки их решения. Что касается упомянутых заявлений Минфина, то они, возможно, обоснованны, но по другим регионам. У нас в федеральной повестке только проект «Чистая вода» в плане обеспечения населения питьевым водоснабжением и федеральная программа по воспроизводству лесов. Под это выделяются федеральные деньги. В остальном мы все «болячки» вставили в региональные проекты. Это ликвидация 150 шламовых амбаров, это очистка загрязненных земель до 2024 года. Вся наша региональная специфика и средства недропользования, и все это мы завели в нацпроект. В этом мы идем с опережением графика», – сообщил глава ведомства.

Кроме того, Сергей Пикунов указал, что федеральные средства, предусмотренные в 2020 году «выделены и предоставлены». Региональная часть финансирования также избежала секвестра. Более десятка населенных пунктов должны быть обеспечены в скорой перспективе питьевой водой надлежащего качества. Что касается будущего, по словам главы Природнадзора, «экономические процессы обладают отложенным эффектом», и при явных проявлениях экономического спада исключать уменьшения финансирования в 2021-2022 годах нельзя.

Экологи в наиболее проблемных регионах УрФО настроены далеко не так оптимистично после ознакомления с вероятными корректировками сроков нацпроектов. По их мнению, такое решение на местах может обернуться негативными последствиями.

«Конечно, у нас в Югре очень остро стоит вопрос с отходами, с мусорной реформой, раздельным сбором. Не стал бы исключать, что на этом фоне полигоны, которые планировали построить уже много лет назад, к 2024 году так и не появятся. Впрочем, это было понятно. Я имею в виду пять межмуниципальных полигонов (в Сургуте, Нижневартовске, Нягани, Ханты-Мансийске и Октябрьском районе, прим. ред.), в которых округ остро нуждается. А с очистными сооружениями вообще беда, думаю, там и 2030 годом не пахнет. Куда уходят средства, вообще неизвестно», – поделился мнением руководитель общественной организации «Экологическая безопасность Югры» Анатолий Криста.

При этом, по его словам, поддержка предпринимателей, на которую, среди прочего, изымаются средства нацпроекта, оказывается крайне избирательно, и, чтобы ее получить, нужно соответствовать «огромному числу требований», что оставляет за бортом поддержки немалую часть малого и среднего бизнеса, работающего в производственном секторе экономики.

Челябинские коллеги Анатолия Криста, в свою очередь, информируют, что пока о сокращении финансирования мероприятий их не уведомляли, но если это произойдет, последствия могут быть «самыми серьезными», поскольку та же тема загрязнения атмосферного воздуха для столицы Южного Урала или Магнитогорска является доминирующей.

«Накануне прошло заседание координационного совета по экологии при губернаторе Челябинской области, где присутствовали члены рабочей группы по «Чистому воздуху» и нацпроекту. Из докладов следует, что о сокращении речь не идет. Может быть, пока информация до регионов не дошла. С другой стороны, если все процессы растянутся во времени, на экологической ситуации это скажется негативным образом. Она уже давно стала проблемой номер один и достигла точки кипения в таких городах как Челябинск или Красноярск. Необходимо экстренное вмешательство. И эта проблема будет, конечно, проецироваться на политику. Не предлагая решений и не выполняя их, власть получит общественное негодование», – указывает известный общественный деятель, представитель движения «АнтиСМОГ» Евгений Маленкин.

По его словам, активисты ведут диалог с промышленниками. 17 предприятий принимают участие в проекте «Чистый воздух», предполагающем снижение вредных выбросов. Однако нередко приходится сталкиваться с нежеланием владельцев бизнеса демонстрировать результаты проделанной работы.

Критично по отношению к возможному переносу горизонта планирования нацпроекта «Экология» и его вероятного «размывания» в Общенациональном плане настроен и эколог, предприниматель, эксперт Агентства стратегических инициатив Сергей Завьялов.

«Если рассуждать о попытках чиновников спускать процессы на тормозах, то именно это мы и наблюдаем. И уже последние лет 30. Выработана тактика отношения к чему-либо новому: делать ничего не надо, нужно сидеть и ждать, через какое-то время дадут новые задачи и сроки. Не исключаю, что и в 2030, и в 2050 году будет то же самое. Когда-то не зря были придуманы пятилетки, когда ставились жесткие задачи и не менее жесткая ответственность за ее неисполнение. Я негативно отношусь к переносу сроков. Давайте уж лучше уменьшим задачу, как говорится, лучше меньше да лучше. Почему не работают нацпроекты, и «Экология», в том числе? Потому что нет одного центра силы, который на себя бы все замкнул, делят власть, хлебные должности, доступ к финансовым потокам. Достаточно посмотреть, что происходит с ППК «Российский экологический оператор», которая выглядит изначально мертворожденной структурой», – делится жесткими суждениями собеседник издания.

Наряду с критикой управленческих структур, проектных офисов и чиновников на местах, дискредитирующих саму идею нацпроектов, источники издания говорят и о финансовых проблемах, сопутствующих реализации мероприятий нацпроекта. Своего рода итог подводит независимый финансовый аналитик Константин Селянин.

«При всем комплексе причин следует понимать, что цена мероприятий, направленных на борьбу с пандемией, уже составляет порядка 3,5 триллионов рублей, практически весь профицит, полученный от продажи нефти в прошлом году. Но главное, очень серьезно изменились экономические прогнозы. В этом году мы можем провалиться по ВВП от 5,5-6,6, как оценивается Всемирным банком, до 10%. С учетом низких цен на нефть и другие ресурсы, медленного восстановления экономики, нужно понимать, что ситуация с бюджетом будет аховая. Низкие цены на нефть вкупе с сужением налоговой базы, затратами на борьбу с пандемией, не дают исполнять нацпроекты в прежнем режиме. Нужно было бы либо увеличивать заимствования, либо проводить девальвацию, либо увеличивать налоги, что еще хуже. Это печально, но мера вынужденная. Очевидно, что того финансирования, что планировалось еще в прошлом году, бюджет исполнить не может», – резюмировал собеседник УралПолит.Ru

Автор: Александр Филиппов


Вы можете поделиться новостью в соцсетях или обсудить в комментариях →
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.