​Год дорог не заканчивается. Почему открытие проезда «Салехард – Надым» на Ямале называют историческим событием

Строительство дороги Фото: пресс-служба правительства ЯНАО

Эксперты уверены, что это еще одна веха для жизни Ямала. К тому же запуск движения стал заключительным крупным событием Года дорог в регионе и вторым по значимости после открытия Пуровского моста. Подробности – в материале УралПолит.Ru.

В ЯНАО открыли всесезонный проезд по дороге Салехард-Надым. Это событие можно по праву назвать историческим, поскольку сквозной проезд впервые соединит запад и восток округа круглогодичным автомобильным сообщением. Грузы можно будет перевозить без сезонных перерывов, без опасности задержать поставку. Время в пути, по сравнению с зимником, сократилось примерно в три раза. Эксперты уверены, что это еще одна веха для жизни Ямала. К тому же запуск движения стал заключительным крупным событием Года дорог в регионе и вторым по значимости после открытия Пуровского моста. Подробности – в материале УралПолит.Ru.

Проект дороги Салехард – Надым начали разрабатывать в 2005 году, саму же стройку запустили в 2011 году. По мнению специалистов, этот проезд – один из сложнейших проектов с технической точки зрения: на 344 километрах сооружено 53 моста и 46 оленьих перегонов. Не стоит забывать, что трасса строилась на болотистой местности. Для этого потребовалось более миллиона самосвалов грунта для отсыпки асфальтобетонной смеси, уложено 4 млн кв. метров щебня. Благодаря этому трасса полностью безопасна.

За все годы строительства было задействовано более 30 (шесть генподрядчиков и более 25 субподрядчиков) дорожных организаций. В пиковый период строительства на объекте работало более 2 тыс. различных дорожных специалистов и порядка 300 видов техники.

Стройка велась так, чтобы не навредить историческому наследию и местам обитания редких животных. Дело в том, что недалеко от дороги расположен Полуйский природный заказник, где обитают лоси, зайцы, лисы, медведи, росомахи, глухари, тетерева и другие виды животных и птиц.

Ветеран, бывший начальник участка компании «УренгойДорСтрой» Миша Айдинян – один из тех, кто начинал строить дорогу. В 2010 году он вместе с геодезистом и заказчиками отправился глубоко тундру, чтобы найти ось дороги. Он вспоминает об этом с улыбкой.

«Мы трое суток вместе с тяжелой техникой, вместе с вагончиками вышли на 52 км, где должен был стоять наш поселок. Там проходила железная дорога, сталинская еще. От нее надо было мерить 30 м, и вычистить, и поставить жилпоселок временный. Мы приехали в ночь. Шагами замерили, – там снега больше метра. Бульдозер съехал с трала, вычистили, поселок поставили, подключили дизельную. Люди перекусили и спать. Утром проснулись, с замерами ошиблись на 17 м. Заново переделывали», – рассказал УралПолит.Ru Миша Айдинян.

В настоящее время несмотря на открытие проезда строительство самой дороги еще идет. Порядка 183 километров остается в щебне, – это необходимая мера. Из-за меняющегося климата важно понаблюдать за поведением вечной мерзлоты, чтобы не допустить серьезных деформаций. Когда дорога окончательно устоится, рабочие приступят к асфальтированию оставшихся километров. Проехать и сейчас можно на любом автомобиле, в том числе легковом. Время в пути сократилось в три раза – с 15 часов по зимнику до 4-5 часов по дороге.

Открытие всесезонного проезда по дороге Салехард-Надым в 2020 году анонсировал губернатор Ямала Дмитрий Артюхов во время ежегодного доклада.

«Жители округа ждали этого события много лет. Открытие проезда обеспечит новое качество жизни северян, даст принципиально иные возможности для экономического развития западной части округа – новые рабочие места, приход крупных федеральных компаний, развитие конкурентной среды. Это замечательный общий результат, который делает Ямал сильнее, а его жителей – ближе друг к другу», – поздравил ямальцев глава ЯНАО.

В социальных сетях ямальцы также радуются открытию сквозного проезда. Некоторые уже готовы отправиться к своим родственникам.

«Теперь можно относительно быстро приехать к родным, даже просто на выходные, класс. Все, готовлю машину к поездке», – пишет пользовательница соцсети «ВКонтакте» Виктория Сакура.
«Уже собрались через пару недель в Салехард ехать», – поддерживает ее другой пользователь с Ямала Павел Шестаков.
«Ура! Жди столица гостей. Городу это только на пользу, все же год дорог работает. Приятные новости перед новогодними праздниками», – радуется еще одна пользовательница соцсети Юлия Березовская.

Ямальцы также пишут, что для них это долгожданное и историческое событие. Для жителей западной части округа будет налажена круглогодичная связь с землей – это спокойные и безопасные поездки в отпуска на собственных автомобилях.

«Супер! Появилось еще одно направление для путешествий, больше возможностей для встреч, меньше сложностей с решением каких-то бумажных и иных дел. Дороги в современном мире стали артериями, без них жизнь замирает», – отмечает жительница Ямала Алена Нетесова.

Еще один важный момент: отсутствие дороги создавало препятствия для захода в окружную столицу и ближайших населенных пунктов крупных торговых сетей. Сейчас это стало возможно. Еще до официального открытия проезда в Салехард намерена зайти торговая сеть «Пятерочка». Магазины откроют до Нового года. Многие местные предприниматели также увеличат базу поставщиков и расширят рынок сбыта. Например, руководитель «Ныда-ресурс» Жанна Гусак занимается изготовлением продуктов питания из ямальского экологически чистого сырья– мяса оленя, ягод, грибов, Иван-чая. Компания зарекомендовала себя не только на ямальском рынке, но и далеко за пределами России. При этом на Ямале бизнес работал в основном в восточной части.

«Салехардцы тоже хотят вкусностей. На другой стороне - железная дорога, а там можно перевозить и в Москву, и в другие регионы. Можно делать ярмарки выходного дня в Салехарде. Будем радовать вкусной местной продукцией. Для нас открытие проездка – отличная новость», – говорит Гусак.

Директор завода «Арктическая вода» Сергей Кара также поделился с УралПолит.Ru, что свою работу предприятие начнет с Надыма и Нового Уренгоя, параллельно специалисты будут наблюдать за работой логистики и продвижением производства.

«У нас есть разовые запросы из ХМАО, Тюмени и Екатеринбурга. Без внимания никого не оставим», – уточнил он.

Председатель экспертного клуба Екатеринбурга, директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов Анатолий Гагарин в разговоре с журналистом УралПолит.Ru отметил, что в первую очередь Ямал провел активную работу в Год дорог. Тому пример открытие Пуровского моста, а сейчас – сквозного проезда Салехард – Надым.

«Учитывая те планы, которые сейчас реализуются с участием Ямала, это безусловно важные показатели, которые, будут формировать те контуры будущих проектов, которые реализуются с участием региона», – добавил он.

Директор Фонда региональной политики Евгений Забродин считает, что это чуть ли не первый удачно реализованный проект государственно-частного партнерства в арктической зоне.

«Это большой проект, который существенно изменит жизнь жителей Салехарда. Раньше город был труднодоступным населенным пунктом. Решение и с дорогой, и с Пуровским мостом решит и бытовые проблемы: начнут завозить продукты, откроют доступ для крупных торговых сетей, которые предпочитают доставлять продукты автомобильным транспортом и которые представлены на востоке округа», – уточнил Забродин.

С ним согласен и политолог Александр Безделов. По его мнению, дорожная сеть, особенно в труднодоступных районах Ямала, развита слабо. И на протяжение долгого времени предыдущие губернаторы работали над тем, чтобы расширить дорожную сеть. А открытие сквозного проезда можно сравнить с запуском Пуровского моста. Все это, по словам эксперта, характеризует губернатора Дмитрия Артюхова, как человека, который системно подходит к решению не только дорожно-строительных вопросов, но и занимается развитием экономики.

«Эти проекты масштабные и требуют внедрения современных технологий и огромных средств. В данном случае такой проект, безусловно, станет очередной вехой не только в дорожном строительстве Ямала, но и в развитии экономики. Этот проект достаточно серьезная страница в развитии Ямала», – резюмировал Безделов. 

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров