СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, 7 октября, УралПолит.Ru. В Свердловской области родители детей с ОВЗ столкнулись с проблемами. С июля они стали регулярно получать отказы в получении соцуслуг для своих детей. Родители это связывают с готовящимся проектом, который вносит изменения в стандарты соцулуг. В свою очередь региональное министерство соцполитики отрицает сокращение объема услуг и отказ в их предоставлении.
В редакцию УралПолит.Ru обратился благотворительный фонд «Я особенный», который занимается помощью семьям с детьми, у которых есть расстройства аутистического спектра (РАС). Они рассказали, что их подопечным с июля стали отказывать в получении социальных услуг вопреки федеральному законодательству (ФЗ №442), где говорится, что люди могут получать помощь в том объеме, который им нужен, как от государственных, так и от негосударственных поставщиков соцуслуг. Для этого есть формулировка – «по мере небходимости». Количество услуг для каждого нуждающегося регулируется индивидуальной программой предоставления социальных услуг (ИППСУ).
По словам представителей фонда, чиновники не объясняют причины отказа. По словам юристов фонда «Я особенный», не так давно в управления области якобы спустилась директива за подписью начальника управления демографического развития и социального обслуживания Минсоцполитики И.В. Илларионова, исполнителем которой указана Е.В. Шалаева, один из разработчиков проекта по сокращению услуг. Именно с этим, как заверяют юристы фонда, и связаны начавшиеся отказы. В фонде также сообщил, что к ним с такой проблемой обратились сначала 16 семей из Нижнего Тагила, а сейчас обращения приходят и из других городов региона.
Родители и фонд связывают такие решения с готовящимся проектом приказа «О внесении изменений в стандарты социальных услуг, утвержденные приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 11.08.2015 №482», согласно которому объем помощи детям с особенностями развития значительно сократится, потому что формулировка «по мере необходимости» убирает и вводит количество возможного получения той или иной услуги, максимум семь раз в год.
«Фактически берем два документа: действующий приказ и проект изменений. Если сравнить те места, в которые планируют вносить изменения, можно увидеть, что эти изменения существенно урезают вообще все. Есть разница между тем, чтобы получить помощь по мере необходимости, и тем, чтобы получить помощь семь раз в год», – отметил юрист фонда «Я особенный» Павел Акулов.
Редакция УралПолит.Ru направила запрос в Министерство социальной политики Свердловской области с просьбой пояснить, чем вызваны отказы и почему стала сокращаться помощь. Там пояснили, что для начальников территориальных управлений соцполитики был проведен единый методический день, на котором дали указания контролировать разработку ИППСУ, чтобы исключить формальный подход и указывать конкретную периодичность и перечень включаемых в ИППСУ услуг. Он прошел как раз в июле. В этом же месяце люди стали получать отказы в услугах. Однако, несмотря на это, в министерстве считают, что решений «урезать» помощь не было.
«Каких-либо решений по «урезанию» или сокращению объемов и количества оказания социальных услуг, в рамках проведенного Единого методического дня, не принималось», – сказали в министерстве
Также в министерстве уверены, что новый приказ об изменении стандартов социальных услуг направлен на устранения предпосылок к необоснованному завышению или занижению объемов предоставления социальных услуг. Также это позволит избежать коррупционных моментов.
«По данным министерства, родители детей с ОВЗ не получают отказы в оказании соцуслуг в необходимом объеме. Все услуги предоставляются в полном объеме, предусмотренным законодательством», – сказал представитель министерства.
Ключевая проблема нововведения заключается также в том, что из-за ограничения количества соцуслуг благотворительные фонды теряют возможность самостоятельно помогать нуждающимся. Люди могут получать необходимые услуги от государственных и негосударственных поставщиков (фондов). Благотворительные организации нанимают специалистов и оплачивают их услуги, а министерство соцполитики компенсирует затраты. Они оплачиваются по фиксированным тарифам. Но сами тарифы на услуги очень низкие. Поэтому благотворительные фонды вынуждены указывать несколько разных услуг, которые суммарно позволяют оплатить услуги специалиста. Эта распространенная схема работы среди фондов.
Например, занятие с хорошим дефектологом для ребенка с аутизмом стоит в среднем 2 тыс. рублей. В перечне социальных услуг нет занятий с отдельными специалистами, но, например, индивидуальная психологическая коррекция для несовершеннолетних граждан стоит 77,64 рубля. Что примечательно, стоимость социальных услуг устанавливает не само министерство, а региональная энергетическая комиссия, которая определяет тарифы для транспорта и ЖКХ. Однако министерство все равно имеет отношение к их согласованию. Основной документ разработан еще в 2015 году.
«На самом деле, если посмотреть эти тарифы, то мы увидим, что какие-то из них оцениваются в 3 рубля, где-то 15 рублей. Есть по 100 – 160 рублей. Если в индивидуальную программу ребенка или взрослого вписано семь услуг в год, при средней стоимости одной услуги от 30 до 50 рублей, да даже если 100-150 рублей, становится понятно, что это не так уж и много. По нашей категории помощи – дети с РАС – ищут дефектологов, логопедов. Увидев цену за их час работы, мы понимаем, что ни за 30, ни за 50, ни за 150 рублей эту услугу получить просто не реально никому и никогда – ни сейчас, ни в 2015 году», – подчеркивает юрист фонда.
В фонде подчеркивают, что работа с инвалидами всегда была тяжелой и недешевой. Кроме этого, новые изменения ставят под угрозу качество самой помощи.
«Главное, что не понимают чиновники – детям с РАС, аутизмом, синдромом Дауна, с другими нарушениями обязательно нужна регулярная помощь. Они могут научится читать, социализироваться, научиться делать привычные для нас вещи. Но чтобы это у них закрепилось, им нужно постоянно подкреплять эти знания. Им нужна постоянная помощь. К ним должны ходить разные педагоги, заниматься с ними. Только в этом случае у них происходит прогресс. Если проводить одну реабилитацию в год, это бесполезно», – объяснила одна из сотрудниц фонда.
Ранее благотворительный фонд обращался даже к губернатору Свердловской области Евгению Куйвашеву, но пока что ситуация не меняется. Семьи продолжают получать отказы в получении услуг по мере необходимости. В фонде подчеркивают, что это происходит еще до принятия самого приказа об изменении. Однако помощь для детей-инвалидов блокируется уже сейчас.
© Анна Митчина
Читайте еще материалы по этой теме:
-
На территории челябинской школы разлили ртуть
-
ММК выплатит по 100 тысяч мобилизованным сотрудникам
-
На Южном Урале семьи мобилизованных получат новые выплаты
-
Челябинские родители после трагедии в Ижевске просят Текслера защитить детей
-
Маткапитал в 2023 году увеличится почти на 12%
-
В Миассе разрушается новый сквер за 7 миллионов
-
ММК помог открыть в Магнитогорске два образовательных центра
-
В Челябинске просят закрыть экстрим-парк, где дети зависли в воздухе
-
Ветер перемен? Как многодетный отец из Челябинска планирует изменить российское образование
-
Пурнефтегазовцы помогают собрать детей в школу
Вы можете поделиться новостью в соцсетях