«Мое поколение, продавшее Родину за джинсы и жвачку, хочет, чтобы справедливость восторжествовала». Что «оживит» российский кинематограф

Павел Печенкин Фото: УралПолит.Ru / Алексей Колчин

Команда Свердловской киностудии через год после перезапуска решила заявить о себе миру. Она выступила соорганизатором первого международного кинофестиваля дебютов Евразийского континента «Одна шестая». На шесть дней в Екатеринбург съехались режиссеры, продюсеры, актеры из России, Великобритании, Хорватии, Италии, Ирана, Кыргызстана, Казахстана, Германии и других стран. Они обсуждали проблемы российского кинематографа, возможности продвижения контента на зарубежные рынки и перспективы международного сотрудничества в современных условиях. О «комплексе неполноценности» российского кинематографа, будущем кинотеатров и новых фильмах – в интервью УралПолит.Ru с режиссером, создателем пермской киностудии «Новый курс» Павлом Печенкиным.

Фестиваль «Одна шестая» проходит в первый раз, он также первый международный проект Свердловской киностудии. Какое впечатление у вас сложилось о перезапуске студии и о фестивале в целом?

- Я очень люблю режиссера Евгения Григорьева (директор по развитию Свердловской киностудии, прим. ред.) и продюсера Ольгу Ерофееву-Муравьеву (генеральный продюсер Свердловской киностудии, прим. ред). Они сняли свой первый фильм «Подельники» у нас в Пермском крае, у реки Чусовая. Я очень переживал за них, ведь на площадке работал мой студент. Я думал, что они не снимут кино, честно говоря, потому что в первый день съемок, 6 февраля, у них было плюс 2 градуса, а через неделю начались морозы и два месяца было под минус 40 градусов, — все это время проходили съемки. Честно говоря, такая ответственность, деньги, люди. Не все выдерживают это. Когда они сделали фильм, я был очень рад за них.

Фестиваль — это такой второй этап появления Евгения в качестве активного человека в Екатеринбурге. Кинематографистов здесь не так много. Я в этом смысле стараюсь помочь: мы дружим регионами — Свердловская область и Пермский край.

Вы как представитель кинематографистов Пермского края планируете ли запускать проекты вместе со Свердловской киностудией?

- Совместные проекты, конечно, будут. Они возникают не с бухты барахты. Сейчас готовится документальное кино с екатеринбурженкой Натальей Саврас. Она будет автором сценария и режиссером фильма про социальные кинозалы Пермского края. В деревни и села закупается проекторы, проходят показы и обсуждения фильмов, а также лекции, мастер-классы для зрителей. Всего у нас будет 131 социальный кинозал в деревнях, селах, небольших городках. За полгода нас посетило 240 тыс. человек. Рекомендую присмотреться к этому проекту и Свердловской области. Мы готовы помочь его реализовать, потому что он очень важен.

Россия начала терять кинозалы с приходом американских коммерческих кинотеатров, с иностранным оборудованием и фильмами. Первым таким стал «Пушкинский» в Москве, затем практика распространились по всей стране. То есть американцы победили во Второй второй мировой войне и продолжают нас побеждать, как хотят. Мы кто вообще? У нас есть что-то собственное? У нас остались мозги хотя бы? Конечно, остались. Проблема в комплексе неполноценности. Мое поколение, продавшее Родину за джинсы и жвачку, хочет, чтобы справедливость восторжествовала, чтобы были и Толстой, и Достоевский, была великая музыка и великое кино.

С начала специальной военной операции отношение к России изменилось, страну пытаются «отменить» во всех сферах, в том числе в кино. На ваш взгляд, сейчас подходящее время для отечественного кинематографа избавляться «от комплекса неполноценности» и восстанавливать историческую справедливость?

- Сейчас самое подходящее время. Момент, который мы не должны прозевать, мы должны это сделать сейчас. И, наверное, уже не мое поколение, которому за 60 лет, а то поколение, которое сейчас приходит - типа Жени Григорьева, типа дебютантов, которые участвуют в фестивале. Я недавно приехал с фестиваля в Выборге, где показывали 11 конкурсных работ игрового и документального кино, из которых восемь — дебюты. Были очень приличные картины, хотя, конечно, им не хватает масштаба, каких-то великих вещей, но все впереди. Надо к ним присматриваться.

Кинотеатры с уходом западных фильмов заметно опустели, многие закрываются. Что вернет зрителя?

- Зрителя вернет в кинотеатры хорошее кино и чувство собственного достоинства. Фильм «Подельники» Евгения Григорьева для нашего зрителя, воспитанного на американском кино — сложный. Но я думаю, что практика применения такого непростого инструмента к зрителю должна продолжаться. Нужно делать сложное, искреннее кино, как «Подельники».

Я уже старый человек, я присутствовал, когда снимали фильм «Бриллиантовая рука», когда во всю работал Леонид Гайдай, но и в тот период были сложные фильмы, например, «Летят журавли». Сам я, конечно, следующего поколения, но то были кинематографисты, которых уважали. Понятно, что там была политика, война. Сейчас бы этому фильму никто ничего не дал, и не пустили бы ни на какой Каннский кинофестиваль, но тем не менее это все было.

Возрождение нашего кино, восстановление его достоинства — комплексная задача, проблема всего народа. Можем мы или нет? Если мы не можем, то повторим судьбу Болгарии.

Сколько, на ваш взгляд, потребуется времени России на оживление кинематографа?

- Временные затраты на восстановление зависят от людей, которые придут в кино сейчас и не станут продавать Родину за джинсы и жвачку. Такие люди есть. Им только нужно немножко раскрыть глаза и понять, что они не киношку снимают, чтобы срубить бабки, а это как бы позиции целой нации, целого народа. Вот этого понимания, мне кажется, до сих пор нет.

Что изменит состояние российского кинематографа?

- Главная проблема - в прокате. У нас меньше 5 тыс. экранов осталось. Мой рецепт, а я понимаю, о чем говорю: нужно сделать в каждом регионе страны по 200 киноэкранов. Ведь в советское время при советской власти, когда делалось наше лучшее кино, было около 50 тыс. киноустановок, по моим подсчетам. Кино показывали в каждой деревне, на него шли. Кино было востребовано народом, мы любили своих актеров, своих героев, свою историю. Если сделать в каждом субъекте РФ по 200 кинозалов, то получится 17 тыс. киноэкранов. Этого хватит, чтобы окупить любой, пусть даже не очень удачный фильм, потому что желание людей смотреть кино остается.

Государство, на ваш взгляд, должно участвовать в помощи кинематографу?

- От государства помощь нужна, безусловно. По моим ощущениям, по каким-то шагам государственных людей, у власти это понимание есть. Осталось дело за малым — за талантливыми, молодыми людьми, которые это дело сделают.   

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров