Исходя из планов нацпроекта «Образование» до 2024 года включительно из федерального бюджета на реализацию мероприятий направят 810,16 млрд руб. Из них субъекты с 2019 по 2023 годы получат 622,9 млрд руб. На подпрограмму «Современная школа» запланировано 522 млрд руб. (ранее начинали с 295,1 млрд руб.), при этом 502,8 млрд руб. из этих средств уже передано субъектам. Таким образом предполагается создание 1 млн 34 тыс. 252 новых школьных мест, в том числе расположенных в сельской местности и в поселках городского типа (еще два года назад речь шла только о 230 тыс. новых школьных местах к 2024 году). При этом, по данным на 2021 год, среднее по стране значение показателя обеспеченности региона школами составило целых 7,48 из 10. Такое сравнительно высокое значение свидетельствует о том, что регионы не испытывают сильного дефицита в школьной инфраструктуре. Особенно в сравнении с потребностями в медицинской или спортивной инфраструктуре, чьи средние по стране показатели по итогам 2020 года составляли 5,81 и 5,51 соответственно. Обращаю внимание, речь о инфраструктуре, а не о образовании в целом.
Тем не менее планы Правительством намечены и средства необходимо освоить через целевые подходы. Такие объемы сложно закрыть одним «желанием» регионов и федерального центра. И поэтому на помощь были призваны частные инвесторы, через применение ГЧП инструментария. С их помощью Правительство планирует построить 500 школ приблизительно на 650 тыс. мест. Причем данные планы пока не изменились с учетом экономических изменений, а рост затрат на строительные материалы и работы предполагается субсидировать и поддерживать.
Государственные школы — это не платные дороги, а частный инвестор тоже хочет есть. Поэтому возник вопрос о форме возвратности и возможных доходах. В феврале прошлого года были приняты соответствующие правила и изменения в госпрограмму «Развитие образования» через выделение дополнительных субсидий. Формой реализации были выбраны концессионное соглашение (со сроком действия до 15 лет и с периодом строительства не более трех лет) и государственный контракт. Ответственными организаторами выступили Минпросвещения и ВЭБ.РФ, ключевыми финансовыми партнерами – Сбербанк и ВЭБ.РФ. РосКапСтрой (структура Минстрой России) является при этом техническим консультантом.
Чтобы простимулировать процесс привлечения частного капитала в создание новой школьной инфраструктуры, уже в мае 2021 года было принято специальное распоряжение Правительства об определении концессионера без конкурсных процедур. Им стала организация «ПроШкола», с которой власти регионов (муниципалитетов) могут заключать соглашения без торгов. Отбор проектов ведется параллельно, где власти региона или муниципалитета обращаются с предложением о реализации проекта в «ПроШкола» и подают одновременно заявку на субсидию из федерального бюджета. Но – не будет субсидии, не будет и соглашения. Основными учредителями данной компании являются также ВЭБ.РФ. и ГК «Просвещение». При этом, по итогам прошлого года дочерних организаций ООО «ПроШкола» для осуществления намеченных целей было зарегистрировано 30 штук.
По состоянию на декабрь 2021 года было отобрано 272 проектов школ (предполагается, что сформированы земельные участки, посчитаны финансовые модели и согласованы существенные, в том числе технические условия). 30 из них уже поддержаны со стороны ВЭБ, выделено финансирование в размере 9,7 млрд. рублей. 15 концессий было подписано в период с сентября по декабрь прошлого года. Среди пилотных регионов по созданию школьной инфраструктуры называли Московскую, Владимирскую, Новгородскую, Самарскую, Омскую и Иркутскую области, Ханты-Мансийский автономный округ, Бурятию и Якутию. Но в целом проекты собираются реализовать более чем в 50 регионах.
Существование такого яркого фаворита в лице «ПроШкола» не отменяет присутствие и других заинтересованных инвесторов. Хотя такой вариант «партнера» с участием ВЭБ.РФ сложно назвать – частным инвестором. Также возникают некоторые вопросы по качеству проектов с учетом столь сжатых сроков подготовки. Обычно такого рода проекты до подписания готовят в среднем 8 – 12 месяцев, в нашем случае меньше трех. Исходя из предыдущих похожих опытов в других сферах могут возникнуть сложности по не выявленным рискам именно на стадиях проектирования, далее – строительства (увеличения стоимости) и эксплуатации (несогласованность модели управления). Плюс есть некоторое опасение, что регионы будут выбирать безконкурсную модель сотрудничества в ущерб конкуренции в отношении других участников рынка. А если добавить, что ВЭБ сегодня себя позиционирует как основной источник и помощник планов государства, то выбор в «конкурентной борьбе» шансов для регионов оставляет мало.
Но несмотря на такой не двухзначный подход альтернативы при этом присутствует. Например, активную позицию заняли «Газпромбанк» (реализует проекты через ГЧП соглашение), дочерняя структура «Сбера» - «Сберинфра», сеть компаний «Rybakov Playschool» (Санкт-Петербург), ГК Brozex (Свердловская область) и другие.
Буквально на днях в Сургуте (20 апреля) была торжественно открыта первая школа, построенная с помощью концессионной схемы и абсолютно частным, независимым инвестором - ООО «Инвестстройцентр», с участием регионального бюджета Ханты-Мансийского автономного округа. Объект на 550 мест, стоимость 851 млн рублей (стоимость не менялась, даже с учетом пандемийных лет), срок от подписания до сдачи объекта - два года, финансовый партнер - «Сбер».
Концессионный договор как вид, остается достаточно привлекательным, именно по причине законодательного закрепления защиты рисков инвестора, в отличие от государственного заказа. Через концессию можно одним договором осуществить проектирование школы, строительство школы, эксплуатацию той же школы. Объект оформляется в собственность государства (концедент), а частный инвестор (концессионер) забирает объекты к себе на баланс и долгие годы (в среднем 15 лет) эксплуатирует, управляет процессом. Частный инвестор также подписывает договор аренды земельного участка, который является приложением концессионного соглашения.
В любом случае, по предварительным оценкам, тенденция эффективной заинтересованности вложений и реализации социальных инфраструктурных проектов в ближайшие годы может остаться. В том числе, с учетом попытки переформатирования своих активов и приложения усилий в сфере создания общеобразовательных объектов организаций, принадлежащих девелоперам и строительным компаниям. Для целей поддержания необходимой привлекательной инфраструктурой для жилищного строительства в том числе. Также такие объекты не сильно затратные, легко и быстро возводимые, не обязательно из дорогих материалов и обеспечивают необходимую социальную функцию, которую трудно оспорить и на которую делается такие большие ставки.
© Аркадий Янсон