Увеличившееся в последние месяцы количество нападений бродячих собак на людей, в том числе, со смертельным исходом, подняло на повестку дня вопросы, связанные с отловом и содержанием животных. Одной из наиболее «горячих» точек на карте России, по версии представителей силовых и надзорных органов, а также зоозащитников, стала Югра. Особый резонанс вызвали несколько событий – инцидент, зафиксированный в конце минувшего года в Лангепасе, а также конфликт вокруг строительства пункта содержания бездомных животных в Мегионе. Пока население интересуется, куда ежегодно уходят сотни миллионов рублей, сводки СКР и прокуратуры продолжают пестреть сообщениями об очередных жертвах нападений, а собеседники издания говорят о дискредитировавшем себя «собачьем законе Бурматова».
Конец прошлого и начало этого года ознаменовались целой серией трагических событий, связанных с нападением безнадзорных животных на людей. Так, в ноябре в безлюдном месте в районе железнодорожного переезда в Лангепасе (ХМАО) стая собак напала на 43-летнюю горожанку. От многочисленных ран она скончалась спустя несколько часов. Накануне Нового года около Арктического государственного агротехнологического университета в Якутске была растерзана 53-летняя доцент Северо-Восточного федерального университета. Затем последовал вопиющий случай в поселке Домна под Читой, где безнадзорные собаки загрязли 7-летнюю девочку, что привело к массовому возмущению жителей, собравшихся на народный сход и потребовавших незамедлительного привлечения к ответственности чиновников, ответственных за отлов животных. В Забайкалье ситуация едва не вышла из-под контроля властей. И это далеко не полный список ЧП.
В той же Югре уже фиксировались нападения со смертельным исходом. Несколько лет назад собаки загрызли человека в Советском, однако, по всей видимости, никаких выводов сделано не было. В последние месяцы жалобы на стаи агрессивных животных неоднократно поступали из Нижневартовска. Примечательно, что власти того же Лангепаса вместо конкретных мер и предложений, а также обсуждения ситуации с жителями на фоне возбужденного уголовного дела о халатности, повлекшей смерть человека, предложили горожанам «относиться к собакам с уважением, не прикасаться к ним и не делать резких движений». Между тем, расследования всех трагических инцидентов поставлены на контроль в центральном аппарате СКР. Председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин потребовал от подчиненных в регионах принять исчерпывающие меры и напомнил о личной ответственности за результаты руководителей территориальных подразделений. В официальном сообщении ведомства была упомянута и Югра.
«Правовая оценка дается действиям (бездействию) должностных лиц из числа сотрудников местных администраций и организаций, ответственных за отлов безнадзорных животных, в Смоленской, Саратовской, Сахалинской, Новосибирской, Воронежской областях, Ханты-Мансийском АО, Хабаровском крае, республиках Бурятия, Саха (Якутия) и других субъектах», – следует из текста на сайте СКР.
При этом в заявлении упоминались уголовные дела в отношении муниципальных чиновников, бездействие которых привело к резкому росту численности безнадзорных и агрессивных животных.
Тем временем, собеседники агентства в сообществе зоозащитников отмечают, что принятый на федеральном уровне закон на основе ОСВВ (отлов – стерилизация – вакцинация – выпуск), касающийся отлова и содержания безнадзорных животных, который принято связывать с челябинским депутатом-«единороссом» Госдумы Владимиром Бурматовым, фактически не работает. Отметим, что только в 2018 году на отлове и стерилизации собак в регионах России подрядчики заработали, по официальным данным, около 708 млн руб., а в дальнейшем эта сумма не уменьшалась.
Инициаторы полагают, что стерилизованные животные, будучи возвращенными в прежнюю среду обитания, утрачивают агрессивность и не представляют угрозы для людей, однако противники закона отмечают, что, во-первых, это далеко не так, поскольку неприятие человека у бродячих псов-париев развивается на протяжении поколений, а во-вторых, фиксируются многочисленные факты, когда стерилизация проводится исключительно на бумаге, а популяция не уменьшается. Более того, в ряде регионов власти решили отказаться от применения подобной практики.
Однако на текущий момент подрядчики, в том числе в Югре, продолжают осваивать многомиллионные суммы на «собачьем вопросе». На протяжении нескольких лет лидером рынка в округе была базирующаяся в Свердловской области контора «Универсалремонт» (учредители Евгений Шлеин и Людмила Кирилюк). Фирма, в частности, получала госконтракты на отлов содержание безнадзорных животных от администраций Лангепаса, Нижневартовска, Излучинска, Мегиона, Нижневартовского района, а также Пуровского района ЯНАО. Общий объем освоенных средств достигал 130 млн руб. Однако в конце 2020 года вокруг приюта «Универсалремонта» в Артемовском Свердловской области вспыхнул крупный скандал. С того момента количество госконтрактов уменьшилось.
Сейчас ее место на рынке в ХМАО занял ИП Александр Матвеев из Ирбита Свердловской области. Этот предприниматель к настоящему моменту собрал пакет из десятков госконтрактов на 125 млн рублей и занимается «оказанием услуг по обращению с безнадзорными животными» в Радужном, Нижневартовском районе, Излучинске, Ханты-Мансийске, Березовском, Советском и Октябрьском районах и других муниципалитетах. Что примечательно, есть среди них и Лангепас, на территории которого от нападения бродячих собак погибла женщина. Контракт с Матвеевым был заключен 11 января 2021 года, затем, по данным базы «Контур.Фокус», его исполнение было прекращено, но 10 декабря было заключено новое соглашение.
А на фоне жалоб на формальное исполнение контрактов и продолжающие терроризировать население стаи бродячих собак в ХМАО разгораются и конфликты со строительством пунктов содержания. В этом плане особо выделяется Мегион. Ранее защитники животных предложили чиновникам проект приюта, полностью оборудованного всей необходимой инфраструктурой, однако он был отвергнут чиновниками. Контракт был заключен с неким ИП Сергеем Глотовым, регулярно получающим подряды с различными подконтрольными местной администрации учреждениями.
В итоге, как указывают горожане, муниципалитет вместо пункта получил «набор строений, совершенно неприспособленных для этих целей», хотя на строительство было выделено свыше 10 млн рублей.
Депутат гордумы Мегиона Виктор Макаров разместил в соцсетях ролик, в котором подробно затронул проблемную тему. Кроме того, он направил обращения в прокуратуру ХМАО и губернатору Наталье Комаровой с просьбой вмешаться в ситуацию. Отметим, что глава города Олег Дейнека предпочел в ходе онлайн-встречи с жителями Мегиона не затрагивать острый вопрос.
Вместе с Виктором Макаровым объект посетили и зоозащитники, в их числе Юлия Бахарева, основательница и руководитель АНО «Юта-ЛапУсик», специализирующегося на оказании помощи безнадзорным животным. Собеседница агентства считает, что созданный властями за бюджетный счет пункт абсолютно неприспособлен под заявленные цели. От сотрудничества с общественниками чиновники при этом устранились.
«Наша организация существует уже три года, и именно строительство приюта, помимо помощи животным, было приоритетной целью. Приходилось обивать пороги администрации, чтобы выделили участок. Землю отвели в марте 2020 года. В декабре мы представили свой проект пункта содержания. Он был рассчитан на большую площадь, но мы во время встреч с замами главы предлагали взять хотя бы некоторые необходимые объекты. Сначала согласились, но затем все переиграли. В итоге за основу был взят типовой проект в Белоярском, да и то, похоже, рисовали все на коленке», – рассказывает о переговорах с чиновниками Юлия Бахарева.
В итоге в построенном пункте не оказалось ни обязательной карантинной зоны, ни кухни, ни помещения для персонала. По словам зоозащитницы, вольеры выполнены из деревянных материалов, не обработанных противопожарными составами, что в летний период резко увеличивает риски пожара. Кроме того, надежность вольеров также вызывает серьезные сомнения.
Как отмечают в сообществе зоозащитников, строительством «явно занимались не специалисты», которые не обладают необходимыми знаниями. Неоднократные встречи с представителями властей муниципалитета, а также с главным ветврачом ХМАО Алексеем Зуевым не привели к результату. Общественная приемка, прошедшая в декабре, тем не приняла объект, хотя основная часть зоозащитников была категорически против этого. По всей вероятности, чиновники сделали это с помощью «карманных активистов».
Не менее примечательными оказались и дальнейшие события. Защитники животных предложили свою помощь в организации работы приюта, но при условии, что власти устранят недоделки и обеспечат его нормальное функционирование и соблюдение всех норм законодательства. Однако на это управленцы не пошли. Поскольку желающих взять на баланс «набор сараев за более чем 10 миллионов рублей» не нашлось, мэрия решила «повесить» пункт на собственный актив – МУП «Тепловодоканал». При этом администрацию, судя по всему, не смущает, что предприятие генерирует убытки в сотни миллионов рублей, его атакуют в судах кредиторы, и, по мнению наблюдателей, оно просто приближается к банкротству.
«Мы существуем на добровольные пожертвования, и нескольких миллионов у нас нет. С нами просто перестали контактировать. И в этой ситуации приют передали «Тепловодоканалу», ничуть не смущаясь непрофильной деятельностью. На онлайн-встречу общественников просто не пустили, видимо, чтобы не задавали неудобных вопросов Дейнеке. Во что вложено около 12 миллионов? В сараи?» – интересуются активисты.
Теперь в конфликте, вероятно, будут разбираться прокуроры, от которых авторы обращений требуют проверить соответствие построек проектной документации, а также отреагировать на многочисленные жалобы на покусы безнадзорных животных.
Собственными суждениями с изданием поделилась еще одна известная в регионе зоозащитница, депутат думы Когалыма Инна Абдурахманова. Рассуждая о росте жалоб на агрессивных безнадзорных животных, она отмечает, что «ответственность, в первую очередь, лежит на людях».
«Популяция растет только из-за безответственного отношения. Деньги выкидываются на ветер, у нас порядка трех миллионов в этом году. Есть и пробелы законодательства. Собаки не стерилизуются, опять оказываются на улице, размножаются. К тому же отлов в основном работает по мирным собакам, это проще, а с агрессивными предпочитают не связываться. Это фактически «городские волки», парии. Конечно, следует ужесточать ответственность. Многие якобы заводчики видят в этом легкие деньги, а потом животные оказываются на улицах», – полагает Инна Абдурахманова.
Собеседница агентства называет тему «крайне дискуссионной». Однако, судя по всему, в ближайшее время ждать решения острых вопросов не приходится, ни улучшения содержания животных в приютах, ни исполнения подрядчиками своих обязанностей, ни снижения количества нападения агрессивных собак на людей.
УралПолит.Ru продолжит следить за развитием событий.
Автор: Александр Филиппов
© Вероника Борзова
Читайте еще материалы по этой теме:
-
В Сургуте построят приют для бездомных собак
-
В Мегионе откроют приют для бездомных животных
-
В Салехарде запустят квадрокоптеры для мониторинга бездомных животных
-
В Ноябрьске мэрия заплатила 3,7 миллиона за отлов собак
-
В Сургутском районе возобновляется отлов бродячих собак
-
В Кургане бездомных кошек и собак будут лечить за счет бюджета
-
Чиновники Югры, где собаки загрызли женщину, посоветовали уважительно относиться к животным
-
Губернатор Югры рассказала, как власти будут решать проблему безнадзорных собак
-
В Кургане начали строить «губернаторский» приют для животных
-
Наталья Комарова назвала виновных в проблеме с бездомными животными в Югре
-
На Ямале жители города жалуются на нашествие бездомных собак
-
На Ямале чиновников через суд заставляют построить приют для бездомных собак
Вы можете поделиться новостью в соцсетях