​«Денег на защиту от пожаров нет». Как власти муниципалитетов Югры игнорируют предписания МЧС

Как власти муниципалитетов Югры игнорируют предписания МЧС Фото: Евгений Поторочин

Введение режима чрезвычайной ситуации в ХМАО из-за природных пожаров вывело на повестку дня тему защищенности муниципалитетов региона от стихийных бедствий. Огнем оказались охвачены земли Березовского, Октябрьского, Советского, Самаровского и Няксимвольского лесничеств, что заставило власти установить максимальный уровень реагирования. Более того, проблема приобрела федеральный характер. На режиме ЧС настаивал руководитель Рослесхоза Иван Советников. А на прошлой неделе аналогичные меры пришлось принимать руководству Нягани, после того как дым от приблизившегося пожара стал заволакивать город. Между тем, как выясняется, целый ряд городов и районов округа не имеют защиты от возгораний. Это следует из результатов масштабных проверок МЧС. Об угрозе, довлеющей над населением и бездействии чиновников на местах – в материале УралПолит.Ru.

Главное управление МЧС по ХМАО-Югре провело проверки реализации первичных мер пожарной безопасности при подготовке к пожароопасному сезону 2022 года в муниципалитетах региона. Представители ведомства вскрыли сотни нарушений в работе городских и районных администраций.

Мероприятия, к слову, проводились в рамках исполнения поручений, зафиксированных в протоколе оперативного совещания Совета безопасности Российской Федерации, прошедшего еще в январе. Как выясняется, несмотря на требования федеральных и региональных властей, чиновники в муниципалитетах предпочли их проигнорировать.

Фактическую неготовность к пожароопасному периоду представители ГУ МЧС по ХМАО констатировали в столице округа Ханты-Мансийске, Югорске, Ханты-Мансийском, Советском и Кондинском районе. А к Нягани аналогичные претензии предъявлялись еще в начале 2021 года.

В 2022 году в бюджете автономного округа расходы на защиту населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и пожарную безопасность заложены на достаточно серьезном уровне – около 2,96 млрд рублей.

Если же изучить информацию о проблемных, с точки зрения МЧС, муниципалитетах, то обращает на себя внимание наравномерность трат. В том же Ханты-Мансийске запланировали выделить более 148,7 млн рублей. В Ханты-Мансийском районе на безопасность жизнедеятельности решили направить около 101,8 млн. Советскому району на мероприятие «Обеспечение необходимого уровня защиты населения и имущества от чрезвычайных ситуаций, в том числе пожаров» выделили всего порядка 2,4 млн рублей. Югорску, по планам, на эти цели также досталось совсем немного – порядка 1,7 млн. В Кондинском районе, судя по документам, опубликованным на сайте мэрии, и вовсе решили сэкономить. В материалах думы упоминается о выделении на профильные нужды 31 тыс. рублей.

По каким причинам власти проблемных территорий, не раз сталкивавшихся с претензиями ГУ МЧС, не ставят на региональном уровне вопрос о необходимости дополнительного финансирования, собеседники агентства в мэриях сказать не берутся, однако вынужденно подтверждают критическое состояние инфраструктуры.

Судя по всему, наиболее сложная ситуация складывается в Советском районе. Ревизоры зафиксировали здесь 129 нарушений пожарной безопасности. Среди них – несоблюдение минимального расстояния в 15 метров от жилых построек и сооружений до границ лесных насаждений, отсутствие источников противопожарного водоснабжения для тушения возгораний на десятках улиц и СНТ в городе Советский.

«Не актуализирован паспорт населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а именно: не включены в раздел II: СОНТ «Дорожник», СНТСН «Лесовик», ТСН «Дружба», СНТ «Букет», СНТ «Кедровый-Березка», - также указано в материалах проверки.

Ликвидировать выявленные нарушения законодательства мэрии предписали в течение 2023-2024 годов. Однако местные активисты сомневаются, что выполнить распоряжения ведомства с минимальным бюджетом возможно.

Администрации столицы Югры во главе с мэром Максимом Ряшиным на нарушения пожарного законодательства в МЧС указывают с 2018 года. В частности, ревизоры отмечали, что десятки садово-огороднических товариществ, в которых люди проживают, в том числе, на постоянной основе, не обеспечены необходимым количеством источников наружного пожаротушения. Ряд участков не имеет площадок для разворота пожарной техники. Расстояние от жилья до лесфонда в отдельных случаях не превышает метра. Аналогичная картина зафиксирована и в Ханты-Мансийском районе.

Отдельно стоит выделить далеко не бедный Югорск. Здесь ревизоры нашли 69 нарушений, касающихся все того же несоблюдения минимально допустимого расстояния от лесфонда до жилья и инфраструктурных объектов, а также отсутствия гидрантов. Решить вопрос мэрии предложили до 1 октября 2024 года.

Впрочем, источник агентства, близкий к администрации, полагает, что требования ведомства будут выполнены. При этом средств на устранение нарушений должно хватить.

«Два миллиона достаточно, чтобы сделать вокруг СОТов минерализованные полосы и содержать в них пожарные водоемы. Администрация работает в этом направлении совместно с МЧС каждый год. Но, как всегда, есть нюансы. Например, минерализованная полоса - это вырубка леса. И каждый год есть те, кто возмущен вырубкой, так как они «за экологию». Во-вторых, жители валят мусор через дорогу на минерализованную полосу. Наконец, в жаркое лето, как сейчас, люди купаются в пожарных водоемах. И тут, к слову, для администрации лучше бы его не было, потому что пьяные и дети рискуют утонуть. Иногда МЧС и власти бессильны», - рассуждает собеседник агентства.

В то же время в административном центре Кондинского района – поселке Междуреченском – властям указывали на проблемы еще в мае 2017 года, отмечая отсутствие условий для успешного тушения возгораний. Однако за несколько лет чиновники так и не приняли мер, о чем свидетельствуют результаты новой проверки.

«Не осуществлены мероприятия по обеспечению пожарной безопасности населенного пункта пгт Междуреченский: здания и сооружения <…> не обеспечены требуемым запасом воды для целей пожаротушения <…> Не осуществлены мероприятия по обеспечению пожарной безопасности пгт Междуреченский: не обеспечена исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, не организовано проведение их проверок в части водоотдачи не реже двух раз в год <…> территории населенного пункта, <…> прилегающие к лесу, не очищены от сухой травянистой растительности, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса и не отделены от леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером», - среди прочего, зафиксировали проверяющие.

Наконец, администрацию Нягани еще в прошлом году обязали заняться пожарной безопасностью, подчеркнув, что мэрией «не разработаны и не осуществлены мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, а улицы и районы на территории города не оборудованы противопожарным водопроводом для обеспечения наружного пожаротушения зданий и сооружений от установленных на нем гидрантов в радиусе 200 метров».

Собеседники издания в муниципалитетах говорят, что в свете результатов проверок МЧС масштабные лесные пожары предстают в ином свете, поскольку, в случае приближения к населенным пунктам, «вполне может оказаться, что муниципальные чиновники задвинули, как выясняется, крайне актуальный вопрос на дальний план».

«Ничего удивительного. В том же поселке Пионерский, как и в других населенных пунктах Советского района, пожарные гидранты засыпаны отходами, кроме того, не оборудованы подъезды с твердым покрытием. Ситуацию усугубляют многочисленные свалки строительных отходов, остающиеся от снесенных аварийных домов. Дополнительно могу отметить, что исполнение законодательства в стране во многих сферах, и в этой, в частности, не обеспечено должным финансированием. Новому главе достались в наследство запущенные «аулы», к сожалению», - обрисовал положение дел эксперт ОНФ Денис Такунцев.

В свою очередь, депутат думы Урая, много лет проработавший в Кондинском районе, Леонард Насибуллин также обращает внимание на выделение бюджетных траншей на цели пожарной безопасности.

«Для решения текущих вопросов по ЧС финансирование, как правило, обеспечивается дополнительно резервным фондом главы. Это примерно 5 миллионов. Если они оказываются не востребованы, в конце года их переносят на другие нужды. На создание минерализованных полос по линии комитетов по градостроительству тоже выделяются небольшие средства, как и на ликвидацию нелегальных свалок. Но в случае по-настоящему серьезных проблем, крупных пожаров, а такое бывает, без помощи окружных властей и бюджета не обойтись. У муниципалитетов на это денег нет», - констатирует собеседник издания.

Пока округ борется с масштабными пожарами, сотрудники местных администраций и депутатского корпуса вынуждены признать, что «каких-либо программ по строительству с софинансированием пожарных водоемов, гидрантов и иной инфраструктуры нет и, скорее всего, не предвидится».

УралПолит.Ru продолжит следить за ситуацией. 

Автор: Александр Филиппов

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров