«Позиция согласована». Как «Челябметрострой» добился от УФАС отмены итогов аукциона на работы в подземке

Метро Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

О скандале вокруг строительства челябинской подземки – в материале УралПолит.Ru.

В Челябинске разворачивается конфликт вокруг строительства пускового участка первой линии метрополитена. Компания «Челябметрострой», чью заявку признали несоответствующей требованиям аукциона, оспорила решение комиссии в региональном УФАС. Как считают в фирме, Управление муниципальных закупок администрации Челябинска под надуманным предлогом забраковала представленные документы, после чего право на работу перешло к конкурентам – екатеринбургскому «Спецподземстрою». Это предприятие метростроевцы считают «близким» чиновникам, хотя у него, судя по всему, нет ни квалифицированного персонала, ни лицензии. Антимонопольщики признали итоги торгов недействительными, но у зашедшей на объект фирмы остается возможность для обращения в арбитраж. О скандале вокруг строительства подземки – в материале УралПолит.Ru.

Торги прошли 26 февраля. Заказчиком выступило Управление капитального строительства мэрии Челябинска. Участники представили свои заявки на лот «Выполнение строительно-монтажных работ, в том числе предусмотренных проектно-сметной документацией обслуживающих процессов, на объекте: Строительство первого пускового участка первой линии метрополитена от станции «Тракторозаводская» до станции «Проспект Победы» в Челябинске».

Лучшее предложение о цене контракта сделало ООО «Челябметрострой». Фирма готова была выполнить работы за 36,9 млн рублей. Тем не менее, заявка южноуральского предприятия, неожиданно для его представителей, была признана несоответствующей требованиям конкурсной документации.

«Комиссия заказчика говорит, что «Челябметрострой» в составе документов не представил копии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. Проще говоря, не обладает соответствующим опытом сдачи такого рода объектов. При этом были представлены документы, которые подтверждают выполнение аналогичных работ, связанных со строительством первого пускового участка челябинского метро. Эти работы не закончены, ведутся по сей день, поэтому акта о завершении априори быть не может. Более того, соглашения подписаны этим же заказчиком, который прекрасно осведомлен о текущей ситуации, – пояснил причины отказа представитель юридической компании Intellect Андрей Тронин.

Забраковав заявку челябинцев, комиссия отдала предпочтение конкурентам – екатеринбургскому ООО «Спецподземстрой». При этом, как указывают представители «Челябметростроя», уполномоченный орган не смутило отсутствие документов, предусмотренных федеральным законодательством и конкурсной документацией. Речь идет о лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов (ОПО) I, II и III классов.

По словам главного инженера «Челябметростроя» Олега Туманова, работы без наличия таких документов могут повлечь за собой серьезную ответственность, вплоть до уголовной. А в случае ЧП на объекте к ней будут привлечены не только подрядчики, но и заказчики, а также органы, санкционировавшие допуск на площадку компании без лицензии.

«Метро, в первую очередь, станция «Торговый центр», которая находится под рекой Миасс, является производственным объектом I класса опасности. Поэтому организация, которая эксплуатирует такое производство, согласно федеральному закону №99-ФЗ еще до начала работ обязана иметь такую лицензию. Чтобы ее получить, она должна иметь обученный и аттестованный персонал в достаточном количестве и располагать оборудованием для работы в особо опасном производстве», – отмечает Олег Туманов.

Примечательно, что «Спецподземстрой» выполняет работы на объекте с лета 2020 года. По данным базы «Контур.Фокус», у фирмы есть лицензия Ростехнадзора на производство маркшейдерских работ, однако документы на работы с ОПО, по всей вероятности, отсутствуют. В пользу этого свидетельствуют, в частности, результаты внеплановой выездной проверки Ростехнадзора, прошедшей в ноябре прошлого года.

«В нарушение установленных требований ООО «Спецподземстрой» эксплуатирует опасный производственный объект: «Участок транспортного строительства первой линии метрополитена» в Челябинске» без оформления лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.В нарушение установленных требований в связи со сменой эксплуатирующей организацией ООО «Спецподземстрой» не перерегистрировало в государственном реестре ОПО I класса опасности «Участок транспортного строительства первой линии метрополитена», – следует из материалов ревизии.

Фирме было предписано получить необходимые документы до 13 февраля текущего года, однако, по всей вероятности, распоряжение выполнено не было. Во всяком случае, главный инженер «Спецподземстроя» Дмитрий Романов дал понять, что на момент аукциона лицензии у компании не было.

«Лицензия ОПО в процессе оформления, сколько времени это займет, сказать не могу. Первый и второй контракты составляли по четыре месяца, ввиду небольшого объема бюджетных средств у заказчика. На случай ЧС, у нас есть обученная горно-спасательная бригада. Что касается оборудования, то нам оно передано по контракту заказчиком и после окончания работ будет ему возвращено», – сообщил представитель предприятия.

Стоит добавить, что для работ на таких объектах, как метрополитен, необходимо располагать даже не двумя, а тремя лицензиями. Кроме разрешительных документов на маркшейдерские работы и эксплуатацию ОПО, требуется и лицензия на выполнение функций, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, поскольку метрополитен является объектом двойного назначения. По словам специалистов, он используется не только для пассажирских перевозок, но и как бомбоубежище. Отдельные его участки подконтрольны Минобороны, и эта информация имеет гриф «секретно».

Отметим, что «Челябметрострой» неоднократно информировал о необходимости соблюдения мер предосторожности главу города Наталью Котову, региональное управление Ростехнадзора, прокуратуру, а также начальника УФСБ по Челябинской области Сергея Сизова (издание располагает копиями обращений – прим. ред.). В частности, в письме от 1 июня 2020 года генеральный директор предприятия Валерий Мочалкин информировал, что маркшейдерские работы в подземке не могут выполняться без использования материалов дежурного плана города, представляющего собой планшеты, имеющие гриф «секретно». Таким образом, подрядчик обязан иметь лицензию на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих гостайну в соответствии с законом.

Кроме того, в том же обращении руководитель общества указывал и на другие недочеты аукционной документации. В частности, отмечалось, что заказчик не отразил полный объем требований к планируемым работам, что делает возможным допуск для предприятий, не обладающих необходимыми компетенциями и квалифицированным персоналом.

«Не определены критерии к участнику закупки, в части достаточного узкоспециализированного опыта обслуживания особо опасных и технически сложных устройств, участвующих в работе; в составе аукционной документации не учтены все работы, предусмотренные проектом, что не обеспечивает объективного характера описания объекта закупки <…> В составе аукционной документации указано оборудование, которое не может участвовать в тендере, так как является собственностью АО «Челябметрострой», – указывал Валерий Мочалкин.

К этому оборудованию, среди прочего, относятся подъемные установки, их элементы и механизмы, а также насосы главной водоотливной установки. Как отметил руководитель «Челябметростроя», в случае выхода на площадку другого предприятия, ему придется демонтировать его, поскольку оно принадлежит компании на основе договоров купли-продажи. Заказчик лишь оплатил его монтаж. После завершения работ он же будет обязан оплатить демонтаж и приведение территории в порядок.

В преддверии выхода на участок метрополитена «Спецподземстроя» в июле прошлого года, «Челябметрострой» адресовал письмо начальнику Управления капитального строительства горадминистрации Василию Беспалову. В обращении компания просила ознакомить ее со штатным расписанием нового подрядчика, а также с графиком выходов сотрудников и подтвердить их профессиональные компетенции, необходимые для обслуживания метрополитена. Обоснованием просьбы послужила информация, что при неизменном количестве оборудования численность сотрудников на площадках, указанная в документации, двукратно меньше нормативной, что, с точки зрения представителей «Челябметростроя», способно отразиться на качестве работ, а также спровоцировать аварийные ситуации.

Однако в ответе, подписанном и.о. замглавы Челябинска по строительству Максим Куляшов заявил, что «Челябметрострой» должен передать заказчику всю техническую документацию, а также стройплощадки с муниципальным имуществом.

«Передача вышеперечисленной документации и имущества новой подрядной организации осуществляется техническим заказчиком. В этой процедуре АО «Челябметрострой» не принимает какого-либо участия <…> Что касается рисков, связанных с эксплуатацией опасного производственного объекта, то с заявленной даты (начала работ по новому контракту - 13.07.2020), включая период перерегистрации, ответственность за безопасную эксплуатацию (в том числе квалификационные требования к обслуживающему персоналу) несет новая подрядная организация», – сообщил чиновник.

Стоит отметить, что за время работы челябинские метростроевцы проложили более 8 километров выработок различного сечения на глубине от 15 до 45 метров, в том числе, шесть стволов глубиной от 40 до 60 метров, околоствольные дворы и вспомогательные выработки различного сечения и назначения, более шести километров перегонных тоннелей, а также временные здания и сооружения для обеспечения строительно-монтажных работ. Кроме того, были проложены десятки километров сетей и коммуникаций, построены вестибюль и эскалаторный тоннель станции «Торговый центр», вестибюль и станция «Комсомольская площадь. Демонтировать стационарное оборудование, как отмечают на предприятии, в настоящее время невозможно, поскольку это незамедлительно приведет к затоплению горных выработок и ЧС в подземке.

Узнав результаты последнего аукциона, представители «Челябметростроя» направили обращение в УФАС. В документе (копия находится в распоряжении издания – прим. ред.) подробно излагается суть конфликта, а также указываются допущенные уполномоченным органом нарущения.

«Просим провести проверку соответствия решения аукционной комиссии Управления муниципальных закупок администрации Челябинска при проведении электронного аукциона <…> требованиям федерального закона от 5.04. 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Выдать заказчику, уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений путем аннулирования протокола подведения итогов электронного аукциона и повторного рассмотрения заявок АО «Челябметрострой» и ООО «Спецподземстрой» в соответствии с требованиями законодательства. Приостановить определение подрядчика в части заключения контракта до рассмотрения настоящей жалобы по существу», – следует из жалобы.

Антимонопольная служба, рассмотрев заявление, признала доводы жалобы необоснованными, однако в ходе внеплановой проверки выявила нарушения при проведении аукциона.

«Позиция согласована, в том числе, с центральным аппаратом ФАС России. Нам неизвестно, чем руководствовался заказчик, но в силу действующего закона рассматриваются те документы, которые представлены при аккредитации <…> Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев», – сообщили в УФАС по Челябинской области. 

Таким образом, конфликт вокруг строительства пускового участка челябинского метрополитена получит продолжение. 

УралПолит.Ru продолжит следить за развитием событий.

Автор: Александр Филиппов


Вы можете поделиться новостью в соцсетях или обсудить в комментариях →
Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.