«Сургутнефтегаз» отказал Комаровой. Как чиновники Югры пытаются привлечь сомнительные фирмы к ликвидации скандальной свалки

Свалка Фото: ФедералПресс / Елена Мицих

Планы властей ХМАО-Югры по ликвидации гигантской свалки отработанных автопокрышек у городской черты Нижневартовска, могут обернуться провалом. Опасная нелегальная свалка, занимающая площадь в 16 гектаров, на протяжении десятилетия привлекает внимание экологов и местных жителей. Однако даже федеральный резонанс, который приобрело «шинохранилище», так и не привел к решению проблемы, а, напротив, вызвал новые вопросы к правительству округа и региональному управлению ФССП, ответственному за исполнение решений суда, однозначно указывающих на необходимость вывоза опасных отходов. О планах чиновников по привлечению инвесторов, сегодняшней ситуации на свалке и сомнительных перспективах решения сверх острой проблемы в ближайшие годы – в материале УралПолит.Ru.

Департамент недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры официально обозначил планы по ликвидации одной из наиболее известных «горячих точек» на экологической карте автономии – нелегальной свалке отработанных покрышек в 150 метрах от городской черты Нижневартовска. К работе будут пытаться привлечь нескольких инвесторов.

Ранее УралПолит.Ru уже подробно рассказывал о незаконном объекте, с которым федеральную общественность в 2017 году ознакомили на межрегиональной конференции ОНФ в Кирове активисты из Югры. Начиная с 2001 года, на площадку вывезли около 1,2 млн отработанных шин, которые якобы собирался перерабатывать арендатор – ООО «Березка».

Однако никакой работы по переработке фирма не осуществляла. В 2012-2013 годах администрация Нижневартовского района обращалась в суд с требованием расторгнуть арендный договор и обязать коммерсантов рекультивировать полигон. Инстанция их поддержала, но в дальнейшем Арбитражный суд Западно-Сибирского округа неожиданно для чиновников отменил предыдущие решения. А в ноябре 2013 года было отказано и в передаче дела в президиум Высшего арбитражного суда Российской Федерации.

Это обстоятельство сыграло на руку арендаторам. Отработанные покрышки продолжали заполнять территорию, нанося вред окружающей среде и грозя катастрофическими последствиями в случае возгорания. Очередной импульс конфликту придало очередное обращение в суд. В октябре 2017 года Нижневартовский районный суд обязал «Березку» вывезти все покрышки и рекультивировать территорию. Это решение поддержала и апелляция.

Но даже послабления в виде освобождения от рекультивации ситуацию не изменили. Организаторы свалки попросту отказались ее убирать. Для учредителей компании (ими числятся некие Андрей Кузьмин и Юрий Азиков) откровенное манкирование решением суда, впрочем, ничем не обернулось, и даже сама контора до сих пор не исключена из числа действующих предприятий.

«Установлено, что Федеральной налоговой службой неоднократно принимались решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ ввиду наличия записи недостоверности сведений о руководителе и адресе общества. Впоследствии процедуры исключения прекращались ввиду наличия неоконченных исполнительных производств ОСП по Нижневартовску и Нижневартовскому району УФССП по ХМАО-Югре, возражений МРИ ФНС России №6 по ХМАО-Югре», – проинформировали издание в правительстве региона.

В октябре 2019 года стало известно, что приставы решили привлечь к работе по ликвидации свалки ООО «Экос» из Тобольского района. Чем был обусловлен такой выбор, в управлении предпочли не объяснять. Между тем, у фирмы для выполнения таких масштабных задач явно не хватало ни персонала, ни оборудования. Даже установки для переработки шин и те находились на момент заключения соглашения в лизинге. В беседе с агентством представители «Экоса», тем не менее, уверяли, что «у компании долгоиграющие планы», «денег из бюджета они не получают», «а покрышки частично перерабатываются на крошку, а частично утилизируются методом пиролиза». По оценкам сотрудников, на полную ликвидацию свалки может уйти до 10 лет.

Впрочем, уже вскоре в экосообществе заподозрили в происходящем признаки мошеннической схемы. В марте текущего года межрегиональная экологическая организация «Зеленый фронт» направила целую серию обращений в центральный аппарат Росприроднадзора, ФССП и МВД с просьбой изучить работу «Экоса» на опасном объекте.

В частности, «зеленые» указывали, что для перевозки шин в Тобольск из Нижневартовска потребуются сотни большегрузов, «кавалькад из которых никто на трассах не видел», да и сама транспортировка отходов на такое расстояние сделает их переработку совершенно нецелесообразной с экономической точки зрения. Более того, побывав на базе предприятия в Тобольске, экологи усомнились вообще в какой-либо работе по утилизации покрышек.

Какое-то количество отходов, вероятно, все же было вывезено. Во всяком случае, незадолго до обращений «Зеленого фронта» объект посещали сотрудники Северо-Уральского управления Росприроднадзора. В ходе ревизии выяснилось, что шины (около 4,8 тыс. кубометров) утилизируются на нескольких установках, при этом срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы на них и применяемую технологию истек. В отношении «Экоса» возбудили административное дело по статье «Нарушение законодательства об экологической экспертизе».

По всей вероятности, вскоре после проверок Росприроднадзора и прокуратуры тоболяки свернули свою деятельность. Никакой информации о работах, проводимых на площадке, с тех пор не поступало.

«Там ничего не происходит. Тишина. Вообще совершенно неясно, как приставы нашли эту контору, за чей счет производились работы. С того момента их просто тормознули, и сейчас все лежит», – описал текущую ситуацию руководитель общественной организации «Экологическая безопасность Югры» Анатолий Криста.

С коллегой солидарны и представители «Зеленого фронта». В конце мая организация разместила на своем сайте кадры свалки, снятые с квадрокоптера. Активность на объекте выглядела чисто номинальной.

«Какими бы ужасающими не были кадры, но именно так все и выглядит. Постепенно разлагаясь, с дождями, с талыми водами все это оказывается в почве, вся эта химическая смесь. Говорят, что работают уже чуть ли не два года, но жители сообщают, что свалка меньше не становится. Мы с этим бьемся и будем добиваться результата», – сообщил руководитель проектов МОО «Зеленый фронт» Егор Леонтьев.

Тогда же интерес к ликвидации свалки обнаружили и региональные власти. При этом озвученные сроки работ в пять лет не устроили губернатора Наталью Комарову, которая отдала поручение подчиненным привлечь к работам «Сургутнефтегаз».

«В «Сургутнефтегазе» есть цикл по переработке автомобильных шин. Я была, видела, он работает. Я это к чему говорю: пять лет не годится. Нужны решения, которые будут объективно по-другому реализованы. Инвесторов, я приветствую их приход, готовых разместить здесь производство по переработке автомобильных шин поддерживаю. Чего-чего, а этого у нас хватает: и не только исторически, но и современно подбрасываем», – высказала свои пожелания глава округа.

Однако участие «Сургутнефтегаза» в зачистке территории представляется весьма сомнительным. Это следует из ответа на запрос УралПолит.Ru за подписью и.о. директора департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО Егора Збродова.

«Департаментом совместно с департаментом промышленности ХМАО-Югры проводятся работы по привлечению инвесторов, которые готовы разместить оборудование и переработать отработанные покрышки. По поручению главы региона, предполагалось привлечь оборудование ПАО «Сургутнефтегаз» для переработки шин. В настоящий момент указанное оборудование загружено более чем на 60%, поэтому переработка с использованием оборудования нефтяной компании невозможна», – проинформировал чиновник.

В то же время Егор Збродов перечислил других потенциальных претендентов на переработку и утилизацию накопленных отходов. И.о. директора, впрочем, предпочел умолчать, каким образом предполагается финансировать эти работы, упомянув лишь, что бюджет в этом принимать участие не планирует, а также на каких принципах фирмы будут привлекаться к процессу.

«ООО «Неоресурсы», ГК Корпорация «ГазЭнергоСтрой», ГК ООО «НПО «Квантовые технологии» заявили о намерении разместить оборудование для целей утилизации и переработки отработанных покрышек без дополнительного финансирования из средств автономного округа. Департамент не проводит аукционы на выполнение работ, так как не является уполномоченным органом, обществами осуществляются эти работы за счет собственных средств. Базировкой этих компаний являются Нижневартовск и Москва, соответственно», – указал Егор Збродов.

Между тем, список предприятий, собирающихся заняться переработкой и утилизацией, весьма примечателен. Так, например, о фирме «Неоресурсы», возглавляемой Юрием Торчиком, сообщал отраслевой Telegram-канал «Дневники паразитолога».

«Хочется посмотреть в лицо чиновника, который желает эту контору туда завести. Итак, компания «Неоресурсы», по всей видимости, обладает только столом и ручкой (если и они есть). Потому как персонала в ней ровно 0 человек. Правда, есть директор и учредитель – некто Юрий Торчик, зарегистрировавший фирму в октябре 2020 года. Специализироваться она собирается на сборе и утилизации опасных и неопасных отходов, а также производстве резиновых изделий. О наличии лицензии никто ничего не слышал», – пишут авторы канала.
«Дневники паразитолога» также упоминают, что Юрий Торчик значится также соучредителем ЗАО «Северная Пальмира» с таким же иллюзорным штатом работников и целой россыпью нарушений земельного законодательства, выявленных службой кадастра и картографии. «Заверяют, что строят дороги, но в истории госконтрактов упоминается только установка елки в 2014 году на площади в Нижневартовске», – отмечают телеграмеры.

Не менее любопытно выглядят и другие упоминаемые Егором Збродовым компании. ООО «НПО «Квантовые технологии», образованное в мае 2018 года, обладает, по сведениям ФНС, штатом в 11 человек, и базируется в Москве. Опыт работы по госконтрактам у конторы минимален. Нелишне заметить, что «Квантовые технологии» специализируются на десятках видах деятельности, в том числе сборе отходов, но, в первую очередь, планируют внедрять на рынок некие квантовые разработки. Но пока лишь исправно генерируют убытки – 45,1 млн рублей в 2020 году, и свыше 27 млн – в 2019. Лицензии Росприроднадзора на операционную деятельность у компании обнаружить не удалось.

Но в руководстве предприятия есть примечательные персоны. С мая 2018 года одним из соучредителей фирмы выступает Роман Золотов, сын главы Росгвардии Виктора Золотова. В текущий момент он обладает 31,2% акций «Квантовых технологий». А его бизнес-партнером значится Елена Бондарчук. Это имя упоминается в качестве соучредителя целого ряда компаний, например, ООО «Каравелла», управляемого частично из стран Ближнего Востока. До 2018 года гендиректором «Каравеллы» значился Олег Овчинников, который, в свою очередь, ранее являлся бизнес-партнером Виктора Хмарина, университетского приятеля Владимира Путина.

«Может, именно в этих людях и кроется интерес чиновников ХМАО-Югры?» – задаются вопросами авторы отраслевых Telegram-каналов.

Стоит обратить внимание и на третью из упомянутых Егором Збродовым компаний – корпорацию «ГазЭнергоСтрой», также базирующуюся в Москве. Возглавляет ее Сергей Чернин. В 2019 году эта фирма претендовала на рекультивацию гигантского полигона ТКО в Челябинске, надеясь освоить бюджетные миллиарды. А кроме того, предприятие с очень созвучным названием – ООО «Газэнергострой-Экотехнологии» получило федеральную скандальную известность, выступая в роли подрядчика по ликвидации свалки «Черная дыра» в Дзержинске Нижегородской области. Проверки выявили массовые нарушения при проведении работ, отступления от технологии и сорванные сроки. Ревизии Счетной палаты вскрыли неэффективность и завышение на 700 млн стоимости материалов, а Дзержинский райсуд в январе обязал «Газэнергострой-Экотехнологии» устранить нарушения и привести работы в соответствие с утвержденным проектом.

На первый взгляд, «Газэнергострой» и «Газэнергострой-Экотехнологии» не имеют прямой взаимосвязи. Но следует заметить, что в качестве одного из учредителей претендента на нижневартовскую свалку до своего исключения из ЕГРЮЛ значилось ЗАО «Корпорация «Газэнергострой», гендиректором которой являлся Владимир Дыскин, а учредителем тот же Чернин. В свою очередь, Владимир Дыскин является также гендиректором московского ООО «СоюзЭнерго» ( в феврале текущего года проверка ФНС выявила недостоверные данные о месте базирования фирмы). А само «СоюзЭнерго», вместе с АО «Фирма Квантор», выступает в качестве соучредителей того самого печально известного «Газэнергостроя-Экотехнологий» (гендиректор Валерий Меркулов).

«Вот какие предприятия предлагают привлечь хантыйские чиновники к ликвидации свалки в Нижневартовске. Да еще при этом уверяют, что работать они будут исключительно за свой счет и, видимо, «из любви к природе», – констатируют в экологическом сообществе.

А планы по дальнейшей реализации крошки либо матов из разрезанных покрышек (в свое время такой вариант переработки предлагал тюменский изобретатель Фима Марголин, ныне проживающий в Германии) отраслевики называют «наивными».

«Везти шины куда-то на переработку – крайне дорого. Но даже если делать на месте, это просто невыгодно. Плитная крошка, из которой изготавливают, например, покрытия для тротуаров или велодорожек, сейчас не пользуется спросом. Во-первых, недешево, а во-вторых, сейчас предложениями готовой плитки из нее завалена вся центральная Россия. Склады переполнены, но ее никто не берет», – констатирует Анатолий Криста.

Автор: Александр Филиппов


Вы можете поделиться новостью в соцсетях или обсудить в комментариях →
Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.