Замены пока нет
Еврокомиссар по экономике Паоло Джентилони предложил ввести полное эмбарго на российскую нефть через девять месяцев. При этом уже 6 мая глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что «добиться единства ЕС по вопросу эмбарго на российскую нефть оказалось непросто». Поспорить с этим сложно – около 25% импортируемой нефти европейскими странами приходится на Россию. Еще пару лет назад, по данным Reuters, наиболее зависимыми от «черного золота» из России были Германия (почти 30% от общего импорта), Словакия (78,4%), Польша (67,5%), Финляндия (66,8%), Венгрия (44,8%), Чехия (29%) и Литва (68,8%). Против эмбарго выступают Венгрия, Чехия, Словакия, Болгария и Германия – страны просят отсрочить запрет как минимум на несколько лет, а некоторые предложения касаются разрешения на поставки именно российской трубопроводной нефти. Последнее – самое логичное, поскольку покупать трубопроводную нефть намного дешевле, особенно по долгосрочным контрактам.
Как пишет The Daily Telegraph, ОПЕК не планирует увеличивать добычу нефти, соответственно, учитывая растущий спрос, снижения цены пока не ожидается. Напомним, что с марта текущего года стоимость нефти на мировых рынках не опускалась ниже 100 долларов за баррель. Любопытно, что недавно ОПЕК+, в том числе и Россией, было принято решение увеличить уровень добычи, на 432 тыс. баррелей в сутки по сравнению с апрелем 2022 года. Но, надо полагать, что такая динамика вызвана, скорее, не желанием снизить цены на нефть, а лишь частично удовлетворять растущий спрос и восстановить «доковидный» уровень добычи. То есть резкого снижения цен на нефть до уровня 2019 года (а это почти в два раза) рынок в ближайшее время вряд ли ожидает.
Что же касается Европы, то пока открытым остается вопрос замещения российской нефти. Причем дело даже не в цене и более сложных логистических схемах. Как известно, большинство европейских нефтеперерабатывающих заводов «заточены» под нефть марки Urals, которая добывается в России. Теоретически, на мировых рынках можно найти похожую по составу нефть, однако ее поиск и техническая подготовка заводов к переработке может занять несколько больше времени, чем предполагает Паоло Джентилони и другие отдельные политики ЕС. В отличие от политиков, европейские производственники и бизнесмены это прекрасно понимают и остается только надеяться, что рынок, созванный более 50 лет назад, не будет полностью уничтожен из-за политических разногласий.
Куда поедет уголь?
Очевидно, что переориентировать крупные экспортные потоки, особенно когда дело касается энергоносителей, быстро невозможно. По мнению аналитиков, переориентация, как правило, занимает от трех до шести месяцев. Но в случае с углем пока не понятно, хватит ли России этого срока. Недавно директор департамента угольной промышленности Минэнерго РФ Петр Бобылев заявил, что объемы экспортируемого из России угля с начала текущего года снизились на 9%.
«К сожалению, мы видим на сегодня снижение объемов экспорта, особенно по концу марта и апрелю цифра значимая — более 20%. С начала года это почти 9%», - цитирует чиновника РИА «Новости».
В то же время вице-премьер России Александр Новак заявил о возможности перенаправить экспорт угля из Европы в страны Азиатско-Тихоокеанского региона – в частности, через порты на Черном и Балтийском морях.
Безусловно, что конъюнктура на рынках АТР, а именно Китая, для российских угольных компаний сейчас складывается весьма благоприятная. С 1 мая Китай даже обнулил пошлины на импорт угля, которые составляли от 3 до 6%, а Австралия (один из крупнейших поставщиков угля в Китай) перенаправила экспортные потоки в другие страны АТР по политическим соображениям. Однако чтобы занять нишу, российским угольщикам придется идти на существенные логистические издержки.
Вкратце напомним, что крупнейшие месторождения угля в России сосредоточены на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока – традиционно в Китай из этих регионов доставлялся железнодорожным путем, в частности – через Транссиб, что абсолютно целесообразно с токи зрения логистики. Учитывая, что заявления о необходимости увеличения пропускной способности Транссибирской магистрали, которые делали все, кому не лень, к сожалению, пока остаются только заявлениями. И в ближайшее время Транссиб просто физически не сможет принять такое количество российского угля, которое готов потребить Китай.
Если везти уголь через полстраны в порты Черного и Балтийского моря, там перегружать его и доставлять покупателю морским путем, то это, соответственно, существенно увеличивает транспортные расходы, что сказывается на себестоимости энергоносителя. Более того, Китай и другие страны АТР могут вежливо попросить хорошую скидку, что также поставит под вопрос рентабельность такой сложной транспортной схемы.
Что касается европейских рынков сбыта, то ранее, в рамках пятого пакета санкций, ЕС уже отказались от российского угля – запрет на его покупку вступает в силу в августе, до этого наши западные коллеги хотят сделать запасы. При этом некоторые страны уже существенно сократили реальную закупку угля из России. Казус в том, что сегодня, несмотря на «зеленые» заявления европейских политиков, которые звучали совсем недавно, на фоне цен на газ уголь снова становится крайне востребованным в Европе.
Думается, что в августе уже будет понятно – состоится ли глобальный «угольный разворот» на Восток со стороны России или же ЕС найдет способ обойти собственные санкции. Некоторые аналитики уже шутят по этому поводу – не исключено, что к осени на европейских рынках может появиться новый сорт угля, который «не из России», по аналогии с латвийскими «нефтяными коктейлями».
Продается кофейная сеть. Недорого
Shell заявила о продаже своих розничных активов в России – в частности, на продажу выставлена сеть АЗС. Покупателем станет «Лукойл».
Еще недавно Shell рассматривал Россию как один из самых приоритетных регионов для развития розничной сети. Если 5 лет назад компании принадлежало 220 АЗС в стране, то по последним данным сеть АЗС Shell в России насчитывала более 370 станций. Насколько быстро сможет и сможет ли окупиться такое приобретение для «Лукойла», в текущих условиях сказать довольно сложно.
Еще в конце 2021 года аналитики отмечали снижение доходности розничных продаж топлива. По разным оценкам, она составляет 3-5 руб. на один литр бензина, что и до скачка цен не позволяло операторам покрывать все операционные расходы. Цены на бензин в России регулируются правительством и бизнес давно признал, что рентабельность АЗС зависит далеко не от собственно топливного фактора. Именно поэтому, особенно в последние годы, продажи сопутствующих товаров в магазинах и кафе российских АЗС составляют от 30 до 50% прибыли заправочных станций. С учетом общего спада экономики и снижения реальных доходов населения можно прогнозировать и снижение спроса как на сам бензин, так и на кофе на заправках. Принимая во внимание и геополитические факторы, такой актив для Shell в России становится просто обузой.
Скорее всего, покупатель это прекрасно понимает и наверняка попросит существенную скидку. Правда очень выгодным приобретением это тоже будет назвать сложно – в нынешних условиях срок окупаемости даже готовой сети АЗС может увеличиться в 1,5-2 раза. Ну и как вишенка на торте – новому хозяину все же придется дополнительно вкладываться в ребрендинг. Интересно, если в среднем на заправках России цена за литр кофе составляет 500-1000 руб. (что превышает стоимость литра бензина примерно в 7 раз), может для потенциального покупателя выгоднее будет переделать АЗС и бистро и кофейни? С кофе можно и пешком гулять, не заправляясь.
© Аркадий Янсон