​«Контрафакта под видом параллельного импорта станет больше». Какие поддельные товары ввозят в регионы УрФО

Какие поддельные товары ввозят в регионы УрФО Фото: Елена Мицих

Разрешение российских властей на так называемый параллельный импорт повлекло за собой сопутствующую проблему ввоза контрафактной продукции. Не стали в этом исключением и регионы Уральского федерального округа. Факты завоза на территорию России поддельных товаров открыто признают и таможенники. Только в зоне деятельности Уральского таможенного управления (УТУ) к сентябрю были выявлены десятки тысяч единиц контрафакта, а ущерб составил десятки миллионов рублей. Одновременно с проблемой насыщения рынка контрафактной продукцией обнаружились и другие – нехватка остро востребованных товаров, например, автозапчастей. О ситуации во внешней торговле УрФО – в материале УралПолит.Ru.

Тему ввоза контрафакта под видом параллельного импорта подняли в руководстве Федеральной таможенной службы. Заместитель главы ФТС Владимир Ивин еще в ходе Восточного экономического форума озвучил, что с мая ведомство возбудило 164 дела по фактам ввоза поддельной продукции.

«Попытки под видом параллельного импорта ввезти поддельные, контрафактные и самое плохое – некачественные товары, особенно таких групп, как детские игрушки, – есть. С этим мы, безусловно, боремся. Основные контрафактные товары, которые мы выявляем, помимо игрушек, это – одежда, обувь, парфюмерия, электроника, в основном из стран Азии, конечно», – цитировало РИА «Новости» высокопоставленного таможенника.

Преимущественно, по словам Владимира Ивина, эти товары оседают на рынках и в небольших магазинах, поскольку крупный бизнес старается дистанцироваться от ввоза контрафактной продукции.

Уральский федеральный округ не стал исключением из общей тенденции. Поддельные товары по-прежнему массово завозятся на территорию входящих в него регионов. Как сообщили изданию в УТУ, контрафакт выявляется в ходе мероприятий мобильных групп либо во время контрольных мероприятий по обороту товаров на внутреннем рынке.

«За восемь месяцев 2022 года мобильными группами управления выявлено 12 тыс. 455 единиц контрафактной продукции, что на 58% меньше аналогичного периода прошлого года – 29 тыс. 706 единиц. Ущерб правообладателям по выявленным контрафактным товарам составил более 80 миллионов рублей. Также за восемь месяцев 2022 года по результатам контроля законности оборота товаров на внутреннем рынке соответствующими подразделениями было выявлено 16 тыс. 610 единиц контрафактной продукции, и это в три раза больше, чем в минувшем году – 5 тыс. 443 единиц», – обрисовал существующую картину для УралПолит.Ru начальник УТУ Алексей Фролов.

Представители ведомства уточнили, что в общей массе выявленного контрафакта превалируют обувь, одежда, аксессуары для сотовых телефонов, а также чулочно-носочная продукция.

«Выявленные товары изымаются территориальными органами МВД России. Административная ответственность за незаконное использование средств индивидуализации товаров, то есть, чужого товарного знака предусмотрена статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При неоднократном совершении деяния или причинении крупного ущерба – более 250 тысяч рублей – статьей 180 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность», – отмечают таможенные юристы.

Так, крупную партию нелегальных товаров таможенники изъяли в конце августа в одном из торговых центров Екатеринбурга. Ревизоры нашли 2,3 тыс. электронных сигарет-испарителей, а также 630 аксессуаров для мобильных телефонов – зарядных устройств и наушников. На упаковках были указаны торговые марки, интеллектуальные права на которые защищены законом.

Тогда же в Тюменской таможне сообщили о выявлении партии нелегальных медикаментов. Фальсифицированные лекарства пытались доставить автотранспортом из Казахстана в Екатеринбург для последующей реализации. Партию задержали совместно с представителями Пограничного управления ФСБ по Курганской и Тюменской областям, а материалы в дальнейшем передали в Следственный комитет.

Добавим, что практически ежемесячно фиксируются случаи ввоза в страну нелегальной табачной продукции, как правило, следующей с территории Казахстана и Белоруссии.

«При проведении таможенного контроля должностные лица таможенных органов ориентированы на получение сведений о визуально определяемых признаках контрафактного производства и упаковки товаров. Например, это может быть некачественное исполнение или визуализация товарных знаков, их нанесение на упаковку. Информация о признаках контрафактной продукции интегрируется в систему управления рисками для применения к товарам дополнительных форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих его проведение», – поделился с изданием подробностями работы сотрудников ведомства руководитель Уральского таможенного управления.

Как отметил Алексей Фролов, эффективным инструментом защиты прав владельцев товарных знаков является таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС). В настоящее время в нем значится более 2 тыс. объектов, которые имеют статус действующих и, соответственно, подлежат защите таможенными органами.

Его коллеги, в свою очередь, согласны с суждениями, что контрафактная продукция может массово поставляться в регионы УрФО под видом параллельного импорта. Стоит отметить, что только в первом полугодии участники внешнеэкономической деятельности, зарегистрированные в федеральном округе, суммарно ввезли 90 т товаров на 500 тыс. долларов США.

При этом в УТУ отмечают, что к числу наиболее востребованных у населения относятся шины, автомобильные запчасти, парфюмерия, одежда и обувь.

Интересно, что, начиная с весны многие автовладельцы стали жаловаться на сложности с приобретением необходимых автозапчастей, отмечая, что проблему с помощью параллельного импорта решить не удается.

«Я ездила планово менять охлаждающий насос в машине. Сначала сказали, что надо будет ждать 10 дней, пока его привезут из Москвы, потом оказалось, что он есть в Екатеринбурге, поменяли. По ценнику не скажу, что выше, чем до санкций. Но в беседе с менеджером выяснилось, что новые детали не привозят. Все, что есть – это остатки на главном складе в столице. Оттуда все регионы заказывают и им привозят. На местах ничего практически уже. Когда там закончится, неизвестно, что будут делать. По каким-то позициям они нашли альтернативных поставщиков, например, по стеклоочистителям – их тоже меняла, а по каким-то – нет», – рассказывают изданию автовладельцы.

Еще один собеседник агентства сообщил, что был вынужден приобрести бампер для своего немецкого автомобиля редкой модели с разбора за 100 тыс. рублей. Альтернативой было двухмесячное ожидание индивидуальной поставки из Германии, при этом цена в таком случае достигла бы 150 тыс.

Впрочем, сами автодилеры на текущий момент не склонны драматизировать ситуацию. Собеседник агентства, представляющий одну из крупных отраслевых компаний УрФО, сообщил, что «нехватки запчастей сейчас нет».

«Я бы не сказал, что ощущается недостаток. Запчасти на рынке присутствуют, в том числе, за счет параллельного импорта. Другое дело, что все стало значительно дороже. Если сравнивать с периодом до всех известных событий, то приблизительно на 50-100%. Контрафакта тоже стало больше. Откуда он попадает на рынок, не знаю, но думаю, компетентные органы в состоянии этот трафик отследить», – высказал свои суждения специалист.

Точку зрения, согласно которой под видом параллельного импорта на территорию Российской Федерации, в том числе, и УрФО, массово ввозится контрафакт поддерживает еще один собеседник издания – руковолитель крупнейшего на Урале отраслевого предприятия в сфере ВЭД, таможенного представителя «Урал Брок Сервис-Консультант» Роман Рагозинников.

«Действительно, это так. В каких именно объемах это происходит, или может происходить, я сказать не могу, у меня таких данных нет. Но то, что под параллельным импортом завозится контрафакт – несомненно. В первую очередь, это автозапчасти из-за их дефицита на рынке. Тут просто. Допустим, фильтр для Toyota стоит, условно, тысячу рублей. Контрафактный – сотню. Привез, продал за 500, получил суперприбыль», – объясняет отраслевик.

Его коллеги в компаниях, специализирующихся на доставке и оказании услуг по таможенному оформлению, склонны считать, что такие тенденции будут в ближайшее время только усиливаться. «Мутные конторы», пользуясь растущим спросом на крайне востребованную номенклатуру товаров, будут только увеличивать объемы ввоза контрафакта, тем более, что доставить его через тот же Казахстан не составляет труда. А рынок в итоге может оказаться перенасыщен не просто поддельными, но и откровенно опасными для приобрететателей товарами.

УралПолит.Ru продолжит следить за развитием событий. 

Автор: Александр Филиппов

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров